Узбекистан и Казахстан – фокусные государства Центральной Азии в политике Вашингтона

 
Код статьиS268667300014782-0-1
DOI10.31857/S268667300014782-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 5
Страницы51-68
Аннотация

В статье анализируется политика США как в отношении стран Центральной Азии в целом, так и Узбекистана и Казахстана в частности, которые, на взгляд США, являются фокусными странами региона. Сотрудничество Соединённых Штатов с этими странами по всему спектру политических, экономических и социальных вопросов отвечает общности интересов и осуществляется как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, включая все пять стран региона. Первый уровень сотрудничества реализуется на двусторонней основе и охватывает вопросы экономики, сельского хозяйства, реформы в области образования и прав человека. Второй уровень предусматривает развитие регионального сотрудничества во всех сферах, представляющих взаимный интерес. В их числе сфера энергетики, безопасность границ, борьба с такими трансграничными угрозами, как распространение оружия массового уничтожения, терроризм, нелегальная миграция, торговля людьми и незаконный оборот наркотиков, а также решение вопросов, могущих оказать необходимую помощь Афганистану для его подключения к торгово-экономическим и транспортным коммуникациям Центральной Азии.

Сотрудничество между Соединёнными Штатами и странами региона, осуществляемое на двустороннем уровне, призвано дать новые импульсы для создания здесь различных проектов, участниками которых должны стать страны региона с учётом имеющихся у них возможностей и растущего потенциала, необходимого для эффективного развития в рамках «Стратегии США для Центральной Азии на 2019–2025 гг.: продвижение суверенитета и экономического процветания». При этом необходимо иметь в виду тот факт, что в условиях острейшего по глубине и охвату кризиса в российско-американских отношениях политика Вашингтона в отношении стран постсоветского пространства в целом и государств Центральной Азии в частности, являющихся особой сферой влияния России, будет заметно активизирована.

Ключевые словаПолитика США, внешнеполитические приоритеты Казахстана и Узбекистана, Вашингтон, Центральноазиатский регион
Получено23.03.2021
Дата публикации13.05.2021
Кол-во символов36061
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Политика новой администрации Джо Байдена в отношении всего постсоветского пространства сохранит преемственность. А это значит, что Вашингтон и впредь не намерен отказываться от своих основных постулатов, на которых зиждется его политика в отношении постсоветских государств. Не случайно в своём первом развёрнутом выступлении по вопросам внешней политики, состоявшемся 4 февраля 2021 г., президент США призвал свою страну «положить конец внешней политике изоляционизма, проводившейся Дональдом Трампом, активизировать усилия, связанные с продвижением демократических процессов за рубежом, усилить противодействие враждебным действиям России и Китая с целью восстановления лидерских позиций Соединённых Штатов в мире» [1].
3 Вот почему курс Вашингтона в отношении постсоветских государств в целом и центральноазиатских стран в частности будет намного активнее, что призвано способствовать реализации основной задачи США, направленной на дальнейшее их дистанцирование от Москвы вплоть до полного отрыва и возможного вхождения в западную орбиту. Поэтому в настоящее время крайне важным для США продолжает оставаться оказание всемерной поддержки независимости постсоветских государств на пути их интеграции в евроатлантические структуры, а также в деле укрепления их безопасности, что может рассматриваться в качестве своего рода надстройки для разработки базиса, необходимого для реализации американской политики.
4

ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ РЕГИОН В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ США

5 Основной интерес Вашингтона на этом направлении тесно связан с «сотрудничеством с сильной и интегрированной Центральной Азией». В рамках «Стратегии США для Центральной Азии на 2019–2025 гг.: продвижение суверенитета и экономического процветания» (United States Strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity) Вашингтон будет всячески «способствовать созданию и использованию новых проектов, в которых будут задействованы все страны региона с учётом имеющихся у них возможностей и растущего потенциала, что призвано отвечать взаимным интересам» [2].
6 Вашингтоном особенно приветствуется линия на укрепление суверенитета и независимости стран ЦА, на развитие реформ в области прав человека, на экономическую интеграцию, борьбу с экстремизмом и терроризмом, оказание поддержки для обеспечения стабильности в Афганистане и, наконец, на усиление здесь регионального сотрудничества. На взгляд вашингтонских стратегов, именно «тесное сотрудничество со всеми пятью странами региона будет содействовать продвижению ценностей США и обеспечит противовес влиянию соседей по региону» [2].
7 В Вашингтоне полагают, что Центральная Азия должна стать геополитическим регионом, ориентированным в целом на Юг и отделённым от России. При этом особо отмечается важность и значение ЦА для интересов национальной безопасности США, которая вовсе не измеряется степенью их активности в Афганистане.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 548

Оценка читателей: голосов 0

1. Remarks by President Biden on America’s Place in the World. The White House. February 04, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/04/remarks-by-president-biden-on-americas-place-in-the-world/ (accessed 07.02.2021).

2. U.S. Department of State: United States Strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity. Available at: https://www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic- (accessed 03.03.2021).

3. Central Asia in 2018: What’s the Future of the C5+1? Geopolitical Monitor. Available at: https://www.geopoliticalmonitor.com/central-asia-in-2018-whats-the-future-of-the-c51/ (accessed 19.11.2020).

4. U.S. Department of State: Agreement for Bringing Peace to Afghanistan between the Islamic Emirate of Afghanistan which is not recognized by the United States as a state and is known as the Taliban and the United States of America. February 29, 2020. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/02/Agreement-For-Bringing-Peace-to-Afghanistan-02.29.20.pdf (accessed 07.03.2021).

5. О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. INFOCOM.UZ. 08.02.2017. Available at: http://infocom.uz/2017/02/08/o-strategii-dejstvij-po-dalnejshemu-razvitiyu-respubliki-uzbekistan (accessed 23.03.2021).

6. Соединённые Штаты Америки и Узбекистан: начало новой эры стратегического партнёрства. Посольство США в Узбекистане. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/the-united-states-and-uzbekistan-launching-a-new-era-of-strategic-partnership-ru/ (accessed 17.02.2021).

7. Узбекистан и США подписали пятилетний план военного сотрудничества. ИА Regnum. 18.05.2018. Available at: http://regnum.ru/news/polit/2417541.html/ (accessed 15.03.2021).

8. U.S. Department of Defense: Remarks by Secretary Mattis at an Enhanced Honor Cordon Welcoming President Mirziyoyev of the Republic of Uzbekistan to the Pentagon. May 17, 2018. Available at: https://www.defense.gov/Newsroom/Transcripts/Transcript/Article/1524760/remarks-by-secretary-mattis-at-an-enhanced-honor-cordon-welcoming-president-mir// (accessed 19.01.2021).

9. House Armed Services Committee Full Committee Hearing: National Security Challenges and U.S. Military Activities in the Greater Middle East and Africa. March 7, 2019. Available at: https://armedservices.house.gov/2019/3/national-security-challenges-and-u-s-military-activities-in-the-greater-middle-east-and-africa// (accessed 19.02.2021).

10. Узбекистан намерен присоединиться к американской альтернативе проекта «Один пояс – один путь». Kun.uz. 08.07.2020. Available at: https://kun.uz/ru/news/2020/07/08/uzbekistan-nameren-prisoyedinitsya-k-amerikanskoy-alternative-proyekta-odin-poyas-odin-put/ / (accessed 10.12.2020).

11. Joint Statement between the United States and Uzbekistan. U.S. Embassy in Uzbekistan. Available at: https://uz.usembassy.gov/joint-statement-between-the-united-states-and-uzbekistan/ (accessed 27.01.2021).

12. Казахстан и Соединённые Штаты: Расширенное стратегическое партнёрство в ХХI веке. Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 17 января 2018 г. Available at: https://www.akorda.kz/ru/events/international_community/foreign_visits/kazahstan-i-soedinennye-shtaty-rasshirennoe-strategicheskoe-partnerstvo-v-hhi-veke (accessed 29.02.2021).

13. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. ИПС «Әділет». Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000300_ (accessed 11.01.2021).

14. Казахстан ратифицировал изменения в соглашение с США о транзите грузов. РИА Новости. Available at: https://ria.ru/20180505/1519943105.html (accessed 03.03.2021).

15. Казахстан ратифицировал протокол, разрешающий США перевозить спецтехнику в Афганистан через Каспий. Курсив. Available at: https://kursiv.kz/news/politika/2018-05/kazakhstan-ratificiroval-protokol-razreshayuschiy-ssha-perevozit-spectekhniku?page=2 (accessed 09.03.2021).

16. Written Testimony of Emilia A. Puma, Acting Deputy Assistant Secretary for South and Central Asian Affairs before the House. Foreign Affairs Subcommittee for Europe, Eurasia, and Emerging Cent. Available at: https://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/20180927/108728/HHRG-115-FA14-Wstate-PumaE-20180927-U1.pdf (accessed 03.02.2021).

17. Joint Statement between the United States and Uzbekistan. U.S. Embassy in Uzbekistan. Available at: https://uz.usembassy.gov/joint-statement-between-the-united-states-and-uzbekistan (accessed 27.01.2021).

18. Визит госсекретаря США М. Помпео в Казахстан: пять главных заявлений. Sputnik Kazakhstan. Available at: https://ru.sputnik.kz/politics/20200202/12720948/gossekretar-usa-pompeo-kazakhstan-zayavlenia.html (accessed 19.02.2021).

19. Joshua Kucera. Clinton's Dubious Plan to Save Afghanistan with a 'New Silk Road'. The Atlantic. November 2, 2011. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2011/11/clintons-dubious-plan-to-save-afghanistan-with-a-new-silk-road/247760// (accessed 15.01.2021).

20. Andrew Chatzky and James McBride. China’s Massive Belt and Road Initiative. Council on Foreign Relations Backgrounder. Available at: https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-massive-belt-and-road-initiative// (accessed 17.01.2021).

21. Бжезинский Зб. 2018. Великая шахматная доска. Москва: Издательство АСТ. 384 с. (Пер. с англ.)

22. Umida Hashimova. 2020. U.S. Pledges $2 Million to Uzbekistan. The true nature of U.S. investment in Uzbekistan, and all of Central Asia, is broader than just direct financial assistance packages. The Diplomat. February 10, 2020. Available at: https://thediplomat.com/2020/02/us-pledges-2-million-to-uzbekistan/ (accessed 19.03.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх