Ideology of the U.S. financial and industrial oligarchy of the late XIX – early XX century

 
PIIS268667300013206-6-1
DOI10.31857/S268667300013206-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 1
Pages117-126
Abstract

At the end of the XIX – beginning of the XX century, a new social layer of the financial and industrial oligarchy was formed in the United States, which needed ideological support. Darwin's theory, which appeared in the middle of the 19th century, also gave an impetus to the formation of the theory of social Darwinism, which was founded by the British sociologists G. Spencer and W. Sumner. The emergence of a class of corporate business elite, owners of super-profits, was explained by natural selection, the product of which was a new layer of American society. Under the pressure of mass protest movements, it was replaced by the theory of "social responsibility of business", which was heralded by the nouveau riches themselves – first E. Carnegie, and then G. Ford. It spread the thesis of charity as a means of public "service" of business to society and encouraged it in every possible way. Thus, changing under the influence of social factors, the corporate business elite has largely managed to form the ideological base of its top position in American society.

Keywordsfinancial and industrial oligarchy, corporate business elite, Social- Darwinism, theory of social responsibility of business, charity, patronage, ideology
Received18.01.2021
Publication date18.01.2021
Number of characters20066
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2 «США – страна равных возможностей» – такое утверждение распространено в российской и зарубежной прессе и литературе. И действительно, победившая в результате спора федералистов и антифедералистов в начале XIX века джефферсоновская модель американской государственности предполагала создание страны мелких собственников-фермеров, страны равных возможностей и относительно единого уровня социально-экономического положения. Далеко не всегда это совпадало с реальностью, но уровень социального расслоения оставался в США умеренным вплоть до периода бурной индустриализации последней трети XIX века, когда сформировался класс финансово-промышленной олигархии, олицетворением которых стали семейства Морганов, Рокфеллеров и др. Социально-культурному доминированию корпоративной бизнес-элиты, шедшему вслед за финансовым, необходимо было идеологическое подспорье. Долгие годы доктрина классического либерализма, предполагавшая экономическую свободу для индивидуумов и невмешательство государства в сферу отношений между трудом и капиталом, была идеологической основой американского общества. Свои корни она находила в идеях Дж. Локка и А. Смита, идеализировавших общество фермеров и представителей малого бизнеса, в котором каждый мог рассчитывать на успех в виде создания индивидуального предприятия. Крайний индивидуализм был своеобразной верой американцев. Однако в конце XIX века сильнейший удар был нанесён по американской мечте, которую пестовали Т Джефферсон и А. Линкольн, сулившие финансовый успех каждому, даже бедняку, если только он обладал трудолюбием. Для зарождавшейся корпоративной бизнес-элиты идея невмешательства, лессеферизма, оказалась непригодной.
3

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ

4 Основой предпринимательской идеологии «большого» бизнеса, стала доктрина социального дарвинизма, пришедшая на смену устаревшей теории классического либерализма. Её родоначальником был английский социолог Г. Спенсер. По точному замечанию американского историка Р. Хофстедтера, «в первые три десятилетия после Гражданской войны никто не мог утвердиться в какой-либо из сфер интеллектуальной жизни, не будучи последователем Спенсера. Многие американские мыслители, такие как У. Джеймс, Дж. Ройс, У. Дьюи, Б.П. Боун, У.Т. Харрис, Дж.Ф. Хоусон и Дж. Макош, вынуждены были признавать его авторитет» [Hofstadter R. 1994: 11]. Невзирая на обострение социальных конфликтов в обществе, они продолжали наделять капитализм качествами естественной гармонии и надеялись на «благоразумие» рынка. Как отмечал российский исследователь В.В. Согрин, «рассуждая строго в рамках классического учения, американские ортодоксы противились даже постановке новых тем, по мере перерастания свободного капитализма в корпоративный» [Согрин В.В. 1995: 115]. В связи с этим основоположник политэкономической школы Д.Б. Кларк в книге «Распределение богатств» заявлял, что принципы фритредерства должны оставаться единственным регулятором справедливого распределения национального богатства между разными социальными группами. Требования профсоюзов, противоречившие стремлениям представителей корпоративной бизнес-элиты, считались абсолютно безосновательными, а все разговоры об обнищании фермерства и пролетариата надуманными от начала до конца [Clark D.B. 1895: 67-68].

Number of purchasers: 0, views: 477

Readers community rating: votes 0

1. New York Times. 12.09.1892.

2. Detroit News. 25.11.1892.

3. Mc’ Clure’s Magazine. 11.07.1894.

4. Carnegie A. Letters. 12.03.1901 / Library of Congress. Carnegie papers. Roll 15.

5. Fond Karnegi. Available at: https://carnegie.ru (accessed 01.10.2020).

6. Carnegie. 1894. Available at https://www.library.cornell.edu (accessed 05.08.2020).

7. Bajbakova L.V. Smekh skvoz' slezy: istoricheskie romany Marka Tvena o porokakh rozhdavshegosya v SShA industrial'nogo obschestva (rubezh XIX–XX vv.) / Istoricheskaya belletristika. Seriya: Lyudi i teksty. Istoricheskij al'manakh. T. 10. M.: IVI RAN. 2017. S. 220-245.

8. Karnegi Eh. Istoriya moej zhizni. M.: ROSSPEhN, 2007. 239 s.

9. Sogrin V.V. Ideologiya v amerikanskoj istorii: ot ottsov-osnovatelej do kontsa XX veka. M.: Nauka, 1995. 238 s.

10. Tven M. Pozolochennyj vek. Izhevsk: Alfavit, 1992. 474 s.

11. Ford G. Moya zhizn'. Moi dostizheniya. M.: Biznes Pocket, 2018. 352 s.

12. Khoftsedter R. Amerikanskaya politicheskaya traditsiya i eyo sozdateli. M.: Nauka, 1992. 452 s.

13. Carnegie A., 1889. The Gospel of Wealth and other timely essays. New York: Scribner’s Sons, xi+ 238 p.

14. Carnegie A. 1901. The Gospel of Wealth. New York: The Century Co., x + 42 p.

15. Clark D.B., 1895. Distribution of Wealth. New York: The Macmillan Co., xii + 485 p.

16. Hofstadter R., 1994. Social Darwinism in American Thought. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, x+ 191 p.

17. Krass P., 2002. Carnegie, New York: Wiley, ix + 624 p.

18. Nevins A., 1940. John D. Rockefeller: The Heroic Age of American Enterprise. New York: Charles Scribner's Sons, xiii + 683 p.

19. Spencer H., 2004. The Principles of Sociology. Los Angeles: University Press of the Pacific, xi+ 196 p.

20. Sumner W.G., 1883. Lectures on the History of Protection in the United States: Delivered before the International Free-trade Alliance. New York: Putnam’s Sons, x+ 56 p.

21. Sumner W.G., 1974. What Social Classes Owe to Each Other. Catwell, Idaho: The Caxton Printers, x + 201 p.

22. Thimm A.L., 1976. Business Ideologies in the Reform-Progressive Era, 1880-1914. Alabama: University of Alabama Press, vii + 264 p.

Система Orphus

Loading...
Up