Стресс-тест государственной цифровой платформы США: вызовы и перспективы

 
Код статьиS268667300011807-7-1
DOI10.31857/S268667300011807-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 10
Страницы74-88
Аннотация

В статье исследуются особенности цифровой трансформации системы государственного управления США, страны, одной из первых, вставшей на путь цифровизации в начале XXI века. Анализируются предпосылки, целеполагание, основные этапы и закономерности этого процесса, а также возможности применения современных технологий при реализации мер социально-экономического регулирования для достижения наибольшего синергетического эффекта.

Данные меры рассматриваются в статье в контексте кризисных для экономики США ситуаций: в 2008–2009 гг. и в ситуации текущего коронакризиса. Автор приходит к выводу, что именно насущная потребность в ответных мерах на проявление нестабильности в экономике, в проведении быстрой, эффективной и комплексной политики в области занятости и социальной поддержки, а в ситуации последнего кризиса и в сфере здравоохранения, активизировала применение цифровых технологий как основы государственного регулирования. Коронакризис отчётливо показал, что государства, имевшие к его началу наработки в этой области, получили дополнительные технологические воз-можности для оказания столь востребованной в этих условиях помощи гражданам и бизнесу.

В фокусе внимания автора – противоречие между экономической основой реализации концепции «правительства как платформы» в США и «социальным» характером производимых общественных благ. Государственная «цифровизация», позволяющая достигать предельной адресации социальной поддержки, не обеспечивает в то же время прозрачности расходования государственных средств.

Автор исходит из того, что подтверждение успешности стратегии по созданию государственной платформы в США ускорит внедрение американских стандартов цифровизации государственного сектора в других странах. И напротив, потеря статуса глобального информационного лидерства США может обратить этот процесс вспять. При этом путь, пройденный США, безусловно, определяется национальными особенностями их системы государственного управления и не может выступать в качестве готового рецепта для других стран. Однако то, что стандарты «цифрового правительства», выработанные в США, экспортированы и успешно реализуются в других странах, свидетельствует о практической значимости их изучения и осмысления.

Ключевые словагосударство как платформа, цифровое государственное управление, социальная и фискальная политика, политика управления доходами, информационно-коммуникационные технологии в социальной сфере, коронавирус
Получено08.07.2020
Дата публикации07.10.2020
Кол-во символов30244
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

  

Цифровые технологии сегодня стремительно завоевывают наш мир. Для нужд государственного управления активно используются такие сквозные цифровые технологии, как «большие данные», интернет вещей, искусственный интеллект, беспроводная связь, системы распределённого реестра, технологии виртуальной и дополненной реальности. Их применение, наряду с развитием цифровой инфраструктуры, позволяет странам, их использующим, выйти, в том числе, на принципиально новый уровень адресности и вариативности социально-экономической политики, заложив основы новой модели государственного управления, которую условно можно обозначить как «государство-платформа». Ключевым признаком этой модели является изменение характера взаимодействия государственных органов с гражданами, а именно переход к автоматическому предоставлению всех государственных услуг и сервисов в цифровой среде на основе формирования «цифрового двойника» человека с момента его рождения и агрегации всех последующих данных, необходимых для реализации государством своих полномочий. США являются пионером государственной «платформизации» и занимают лидирующие позиции в соответствующих рейтингах [1].

2 Новая ситуация экстернального кризиса стала стресс-тестом, выявляющим сильные и слабые стороны государственного управления США, претерпевшего существенную цифровую трансформацию в последние годы. Более двадцати миллионов рабочих мест, созданных в США за последние 10 лет, были утрачены за три месяца распространения Covid-19. Динамика их восстановления свидетельствует о том, что это процесс не одного года. Примерная «цена» кризиса для США составила 8,5% ВВП. Вместо ранее предполагавшегося в 2020 г. роста ВВП на 2% ФРС США прогнозируется его падение на 6,5% [2]. То, как страна сможет преодолеть эти серьёзнейшие социальные вызовы, позволит оценить степень устойчивости государства как системы в целом.
3 Доктринальное первенство США в сфере государственной цифровизации придает особое значение оценке и роли цифровых технологий в государственном управлении в контексте дискуссии о возможном окончании эпохи доминирования США в мире, перспективах глобального лидерства в условиях информационного общества и универсальном характере ценностей современной западной цивилизации. Американский опыт представляется крайне интересным с точки зрения понимания ресурса новых цифровых технологий для достижения положительных социальных эффектов и обеспечения эффективного перераспределение функций между различными субъектами социальной политики. Важнейшей предпосылкой такого перераспределения становится развитие новых технологий коммуникации, не просто формирующих новое «пространство потоков», но и создающих основу формирования новых социальных отношений.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 778

Оценка читателей: голосов 0

1. GaaP Readiness Index. Available at: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-88/Accenture-Government-as-a-Platform-Readiness-Index-British-v2.pdf#zoom=50 (accessed 7.07.2020).

2. Economic projections of Federal Reserve Board members and Federal Reserve Bank presidents, under their individual assumptions of projected appropriate monetary policy, June 2020. Table 1. Available at: https://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/files/fomcprojtabl20200610.pdf (accessed 07.07.2020).

3. E-Government Act of 2002’’. Available at: http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=107_cong_public_laws&docid=f:publ347.107.pdf (accessed 7.07.2020).

4. U.S. Treasury Requires Electronic Federal Benefit Payments. Available at: https://www.godirect.gov/gpw/about/#require (accessed 07.07.2020).

5. Digital Government Strategy. Available at: https://www.state.gov/digital-government-strategy (accessed 7.07.2020).

6. Preparing for the Future of Artificial Intelligence. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/whitehouse_files/microsites/ostp/NSTC/preparing_for_the_future_of_ai.pdf (accessed 07.07.2020).

7. Digital ID Available at: https://id2020.org/digital-identity (accessed 07.07.2020).

8. Tim O’Reilly Government as a Platform 2011. Available at: http://www.mitpressjournals.org/doi/pdfplus/10.1162/INOV_a_00056 (accessed 07.07.2020).

9. The American Recovery and Reinvestment Act of 2009 Available at: https://www.congress.gov/bill/111th-congress/house-bill/1/text (accessed 07.07.2020).

10. THE 14TH WASEDA – IAC INTERNATIONAL DIGITAL GOVERNMENT RANKINGS 2018 REPORT October 2018, Tokyo, Japan The Institute of D-Government at Waseda University, Tokyo in cooperation with the International Academy of CIO (IAC) has released the results of its 14th International D-Government rankings survey for 2018. Edited by: Prof. Dr. Toshio OBI. Available at: http://e-gov.waseda.ac.jp/pdf/The_2018_Waseda-IAC_Digital_Government_Rankings_Report.pdf (accessed 07.07.2020).

11. The post on Twitter by President Donald J. Trump. Available at: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1243637430483390470 (accessed 07.07.2020).

12. Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act or the CARES Act Available at: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/748?q=%7B%22search%22%3A%5B%22CARES%22%5D%7D&s=2&r=2 (accessed 07.07.2020).

13. The CARES Act Works for All Americans Available at: https://home.treasury.gov/policy-issues/cares (accessed 07.07.2020).

14. Report on the Economic Well-Being of U.S. Households in 2019, Featuring Supplemental Data from April 2020. Available at: https://www.federalreserve.gov/publications/files/2019-report-economic-well-being-us-households-202005.pdf (accessed 07.07.2020).

15. Projected Changes in the Distribution of Household Income, 2016 to 2021. Available at: https://www.cbo.gov/system/files/2019-12/55941-CBO-Household-Income.pdf (accessed 07.07.2020).

16. Remarks by Governor Ben S. Bernanke before the National Economists Club, Washington, D.C. November 21, 2002 Available at: https://www.federalreserve.gov/boarddocs/Speeches/2002/20021121/default.htm#fn18 (accessed 07.07.2020).

17. Canada Emergency Response Benefit (CERB) with CRA Available at: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/benefits/apply-for-cerb-with-cra.html (accessed 07.07.2020).

18. Federal deficit likely now at $260 billion due to COVID-19, PBO says. Available at: https://www.discoverhumboldt.com/covid-19/covid-19-articles/federal-deficit-likely-now-at-260-billion-due-to-covid-19-pbo-says (accessed 07.07.2020).

19. Лебедева Л.Ф. Социальные последствия экономической политики Д. Трампа // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Спецвыпуск [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://rusus.jes.su/s207054760005321-0-1/ (дата обращения: 07.07.2020). DOI: 10.18254/S207054760005321-0

20. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем Пресс 2015. 592 с.

21. Садовая Е.С., Сауткина В.А., Зенков А.Р. формирование новой социальной реальности: текстологические вызовы. М.: ИМЭМО РАН, 2019. 190 с.

22. Семененко И.С. Парадигма эволюционных циклов истории. // Полис. политические исследования. 2006. Дело № 2. С. 173-177. https://doi.org/10.17976/jpps/2006.02.14

23. Соколов И.А., Дрожжинов В.И.,. Райков А.Н,. Куприяновский В.П, Намиот Д.Е., Сухомлин В.А. Искусственный интеллект как стратегический инструмент экономического развития страны и совершенствования её государственного управления. Часть 1. Опыт Великобритании и США. // International Journal of Open Information Technologies, vol. 5, no.9, 2017. С. 57-74.

24. Стиглиц, Д.Ю. Этика, экономические советы и Экономическая политика (окончание) // Экономическая политика. 2011. № 3. С. 107-113.

25. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх