«Ярость белых мужчин»: «Джокер» Тодда Филлипса и культурный цайтгайст (дух времени)

 
Код статьиS268667300010631-4-1
DOI10.31857/S268667300010631-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 8
Страницы97-114
Аннотация

В статье рассматривается культурный феномен суперзлодея комиксов издательства «Ди-си комикс» (DC Comics) и снятых по их мотивам фильмов, включая последнюю, восторженно принятую публикой и высоко оцененную критикой, но также спровоцировавшую широкую общественную полемику кинокартину режиссёра Тода Филлипса «Джокер» (Joker, 2019). Как популярный архетип, глубоко укоренившийся в американском сознании и за свою 80-летнюю историю отражавший тёмную сторону различных эпох истории США, Джокер предлагает ключ к пониманию актуальных общественных процессов и политических реалий. С момента своего появления в 1940 г., через моральную панику 1950-х, эскапизм и разочарование рейгановского правления, Джокер выступал в качестве барометра царивших в американском обществе настроений.

Вышедшая в разгар культурной войны и племенной политики в США, разделивших страну на два непримиримых лагеря, картина Филлипса угодила в самую сердцевину противостояния между правыми и левыми, консерваторами и либералами, реакционерами и прогрессивистами, которые обнаружили в ней что-то своё (или чуждое), став на данный момент главным голливудским киновысказыванием эпохи президентства Д. Трампа.

Автор приходит к выводу, что фильм не только не стал причиной массовых убийств в реальной жизни, как опасались его недоброжелатели, но в значительной степени оказал оздоровляющее воздействие на публичный дискурс, послужив поводом для важной дискуссии о текущих тревогах, связанных с насилием, социальными волнениями, идео-логическим тупиком эры позднего капитализма и кризисом мужской идентичности.

Ключевые словаГолливуд, кинематограф, комиксы, мужская идентичность
Получено16.05.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов30791
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

  

Голливудская студийная система старается тщательно избегать любого рода контроверзы, остерегаясь идеологического содержания в сценариях дорогостоящих фильмов и рекомендуя своим наёмным работникам – режиссёрам и звёздам, воздерживаться от политических заявлений в интервью, поскольку своими неосторожными словами они нередко способны повредить финансовым показателям картины.

2 Тем всякий раз неожиданней, когда крупная студия даёт зелёный свет проекту, обречённому на то, чтобы стать центром публичной полемики, как это произошло с «Джокером» Тода Филлипса.
3 Риск студии (относительный, учитывая популярность персонажа и довольно скромный для зрелища подобного рода бюджет) оправдал себя: картина установила сразу несколько рекордов, в том числе преодолев миллиардную планку по сборам и став самым прибыльным фильмом с прокатным рейтингом R (лица до 17 лет допускаются только в сопровождении родителей) в истории. Помимо признания публики, фильм «Джокер» также ожидала высокая оценка профессионалов в виде престижных наград и премий, включая главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» за лучший фильм конкурса. «Джокер» также удостоился чести быть показанным в Белом доме президенту Трампу и его приглашённым гостям. Согласно высокопоставленному чиновнику Белого дома, президенту фильм понравился [1].
4 Однако путь картины отнюдь не был устлан лишь розами. После триумфа фильма в Венеции последовал шквал негативных рецензий в популярных изданиях. Основная проблема, возникшая с картиной у либеральных критиков, это «гуманизация», или очеловечивание, главного героя – как в случае с Гитлером в фильме «Бункер» (Der Untergang, 2004) германского режиссёра Оливера Хиршбигеля, где «монстр» показан психически травмированным, сломленным, уязвимым человеком, страдающим болезнью Паркинсона, временами вызывающим эмпатию и даже симпатию.
5 Чтобы понять истинные причины, по которым либеральные медиа атаковали фильм, необходимо быть в курсе текущих культурных войн в США. В первую очередь, это враждебное отношение прогрессивной общественности к так называемым «рассерженным белым мужчинам» – врагам политической корректности, феминизма, прав меньшинств, а также избирателям Дональда Трампа. Считается, что именно они стоят между старым патриархальным, сексистским, расистским, гомофобным миром и светлым будущим всего человечества. Кроме того, нагнетание паники по поводу потенциального насилия с применением оружия позволило либералам в очередной раз заговорить о другом излюбленном пункте своей повестки – ужесточении контроля над продажей огнестрельным оружием.
6 Неудивительно, что к кампании против фильма подключилась группа активистов «Сложи оружие, Америка» во главе с Игорем Вольским, задействовавшая членов семей, переживших трагедию в Ороре. В частности, мать одной из жертв назвала картину «пощёчиной» и выразила опасение, что картина вдохновит кого-то на массовую стрельбу [2].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1317

Оценка читателей: голосов 0

1. Hoffman Jordan. Question Answered: Yes, Donald Trump Has Screened Joker. Vanity Fair, November 17, 2019. Available at: https://www.vanityfair.com/hollywood/2019/11/donald-trump-has-screened-joker (accessed: 03.03.2020).

2. Parker Ryan. Aurora Shooting Victims Voice Fears Over 'Joker' in Letter to Warner Bros. The Hollywood Reporter, 9/24/2019. Available at: https://www.hollywoodreporter.com/news/aurora-shooting-victims-voice-concerns-joer-emotional-letter-warner-bros-1241599 (accessed: 05.05.2020).

3. Warner Bros. Statement Regarding "Joker". September 24, 2019. Available at: https://www.warnerbros.com/news/press-releases/warner-bros-statement-regarding-joker (accessed: 03.02.2020).

4. Barrett James. ‘Joker’ Director: ‘The Far-Left Can Sound Like The Far-Right When It Suits Their Agenda’. The Daily Wire, September 26th, 2019. Available at: https://www.dailywire.com/news/joker-director-the-far-left-can-sound-like-the-far-right-when-it-suits-their-agenda (accessed: 04.02.2020).

5. Tollin Anthony. "Profile on Jerry Robinson - Creator of The Joker". Amazing World of DC Comics. DC Comics. 2 (4). January-February 1975. pp.1-2 Available at: https://cacb.wordpress.com/2009/02/08/profile-on-jerry-robinson-creator-of-the-joker/ (accessed: 06.05.2020).

6. Bricken Rob. How Joker became an unlikely icon of anarchy. Polygon, Oct 2, 2019. Available at: https://www.polygon.com/comics/2019/10/2/20895027/joker-anarchy-dc-comics-batman-history-movie (accessed: 13.05.2020).

7. Murray, Noel. The Joker Has Always Been A More Reliable Cultural Barometer Than Batman. MEL Magazine, Oct 2, 2019. Available at: https://melmagazine.com/en-us/story/the-joker-has-always-been-a-more-reliable-cultural-barometer-than-batman (accessed: 08.05.2020).

8. Devega Chauncey. "Joker": A harsh indictment of neoliberalism and gangster capitalism. Salon, October 9, 2019. Available at: https://www.salon.com/2019/10/09/joker-todd-phillips-indictment-neoliberalism-violence/ (accessed: 13.05.2020).

9. Robinson Joanna. This Is the Joker the Trump Era Deserves—But Not the One We Need Right Now. Vanity Fair, October 4, 2019. Available at: https://www.vanityfair.com/hollywood/2019/10/joker-joaquin-phoenix-trump-era (accessed: 03.03.2020).

10. De Semlyen Phil. Joker film review. Time Out, September 26, 2019. Available at: https://www.timeout.com/london/film/joker-2019 (accessed: 10.05.2020).

11. Lattanzio Ryan. Michael Moore Calls ‘Joker’ a Masterpiece: ‘The Greater Danger to Society May Be If You Don’t See This Movie’. IndieWire, October 5, 2019. Available at: https://www.indiewire.com/2019/10/joker-michael-moore-1202179054/ (accessed: 10.05.2020).

12. Boot Max. ‘Joker’ nails the nihilism and opportunism of populist firebrands. The Washington Post, October 7, 2019. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/2019/10/06/joker-nails-nihilism-opportunism-populist-firebrands/ (accessed: 30.03.2020).

13. Žižek Slavoy. More on Joker: From Apolitical Nihilism to a New Left, or Why Trump is no Joker. The Philosophical Salon, November 11, 2019. Available at: https://thephilosophicalsalon.com/more-on-joker-from-apolitical-nihilism-to-a-new-left-or-why-trump-is-no-joker/ (accessed: 11.05.2020).

14. Tyler Cowen. Joker. Marginal Revolution blog, October 7, 2019. Available at: https://marginalrevolution.com/marginalrevolution/2019/10/the-joker.htmll (accessed: 04.02.2020).

15. Flood Maria. Joker makes for uncomfortable viewing – it shows how society creates extremists. The Сonversation, October 8, 2019. Available at: http://theconversation.com/joker-makes-for-uncomfortable-viewing-it-shows-how-society-creates-extremists-124832 (accessed: 06.02.2020).

16. Lawson Richard. Joker Review: Joaquin Phoenix Towers in a Deeply Troubling Origin Story. Vanity Fair, August 31, 2019. Available at: https://www.vanityfair.com/hollywood/2019/08/joker-review-joaquin-phoenix (accessed: 30.03.2020).

17. Jose Evangeline. Joker alleged to inspire violent ‘Clowncels’. Gulf News, October 7, 2019. Available at: https://gulfnews.com/entertainment/hollywood/joker-alleged-to-inspire-violent-clowncels-1.66972600 (accessed: 12.05.2020).

18. Desta Yohana. The Joker Didn’t Inspire the Aurora Shooter, but the Rumor Won’t Go Away. Vanity Fair, October 2, 2019. Available at: https://www.vanityfair.com/hollywood/2019/10/joker-aurora-shooting-rumor/ (accessed: 06.05.2020).

19. Jose Evangeline. Joker alleged to inspire violent ‘Clowncels’, October 7, 2019. Available at: https://gulfnews.com/entertainment/hollywood/joker-alleged-to-inspire-violent-clowncels-1.66972600 (accessed: 04.02.2020).

20. Hoffman, Jordan. Joker – the incels, the incitement, the ending: discuss with spoilers. The Guardian, 4 October 2019. Available at: https://www.theguardian.com/film/2019/oct/04/joker-the-incels-the-incitement-the-ending-discuss-with-spoilers (accessed: 05.02.2020).

21. Brunner Jose, 2004. Humanizing Hitler: Psychohistory and the making of a monster. In: Psychoanalyse und Geschichte, Tel Aviver Jahrbuch fur deutsche Geschichte/Tel Aviv Yearbook for German History, 32, p. 148-174.

22. Nyberg A.K., 1994. Seal of Approval: The Origins and History of the Comics Code, Volume 1. Univ. Press of Mississippi, 1228.

23. Sims David, 2019. Untangling the Controversy over the New Joker Movie. The Atlantic, October 3, 2019 Available at: https://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2019/10/joker-movie-controversy/599326/ (accessed: 06.05.2020).

24. Tilley Carol L., 2012 "Seducing the Innocent: Fredric Wertham and the Falsifications That Helped Condemn Comics." Information & Culture: A Journal of History, vol. 47 no. 4, p. 383-413. Project MUSE, doi:10.1353/lac.2012.0024

Система Orphus

Загрузка...
Вверх