Механизм выработки стратегии публичной дипломатии во внешней политике США

 
Код статьиS268667300008882-0-1
DOI10.31857/S268667300008882-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт мировой экономики и международных отношений РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 4
Страницы109-119
Аннотация

Статья посвящена исследованию механизма выработки стратегии публичной дипломатии в США. В ней раскрывается содержание понятий и различия между «публичной дипломатией» и «внешнеполитической пропагандой» в современной американской политике. На основе анализа стратегических документов США автор выделяет основные государственные институты, ответственные за формулировку целей и задач публичной дипломатии, очерчивает круг исполнителей, определяет процедуру оценки их эффективности и устанавливает, в какой взаимосвязи они находятся между собой в рамках означенного процесса. Особое внимание в работе уделено глубокой инкорпорации пропаганды в процессы стратегического планирования американской внешней политики. Автор также делает вывод о потере интереса к инструменту внешнеполитической пропаганды со стороны администрации Д. Трампа, но полагает этот фактор недостаточным для реальной деградации успешного механизма американской публичной дипломатии в обозримом будущем.

Ключевые словаПубличная дипломатия, пропаганда, стратегическая коммуникация, стратегия, планирование, институты, Госдепартамент, Минобороны США
Получено10.02.2020
Дата публикации10.04.2020
Кол-во символов24845
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Под пропагандой автор статьи понимает информацию, идеи, мнения или образы, которые транслируются, публикуются либо ещё как-то распространяются с целью повлиять на мнение людей, и рассматривает её в контексте внешнеполитического применения. Также автор разделяет точку зрения Э. Галлиона, согласно которой «публичная дипломатия» – это лишь эвфемизм для обозначения пропаганды, понадобившийся, поскольку последняя стала употребляться в исключительно негативной коннотации [Cull N., 2006].

2 Хотя институционализация пропаганды в США на государственном уровне начинается с 1917 г.1, понятие «публичной дипломатии» формулируется Э. Галлионом лишь в 1965 г., а в официальных документах федерального правительства США этот термин начинает фигурировать в 1999 г. с появлением должности заместителя государственного секретаря по вопросам публичной дипломатии и связям с общественностью. Вследствие этого хронологические рамки данного исследования охватывают лишь период последних десятилетий. 1. Комитет общественной информации (также известный как Комитет Крила – Creel Committee – по имени главы комитета журналиста Джорджа Крила) был учреждён 14 апреля 1917 г. Независимое правительственное агентство США, созданное с целью оказания влияния на общественное мнение.
3 В вопросах публичной дипломатии внимание исследователей, как правило, сконцентрировано на механизме реализации и на её практических проявлениях. Однако в основе любой политической деятельности, направленной на достижение определённой цели, должна лежать соответствующая стратегия. В США не вполне сформировалась традиция издания стратегического документа, регулирующего сферу публичной дипломатии (который в том числе служит источником для формирования понятийного аппарата исследований в этой области). Например, при администрации Д. Трампа стратегических документов по данной тематике вообще не появлялось, что может говорить как об отсутствии у президента интереса к этому вопросу, так и о том, что предыдущая редакция соответствующего документа удовлетворяет республиканской политической повестке. Решения Д. Трампа вполне ясно демонстрируют, что его мало волнует имидж США в глазах международной общественности. Гораздо больше он заботится о положительном мнении внутренней аудитории, что склоняет чашу весов к первой версии.
4 Попытки сформулировать всеобъемлющий стратегический документ публичной дипломатии предпринимались в периоды правления Дж. У. Буша и, особенно, Б. Обамы. Национальная стратегия США для публичной дипломатии и стратегических коммуникаций (U.S. National Strategy for Public Diplomacy and Strategic Communication) [1] в 2007 г., Национальные основы стратегических коммуникаций (National Framework for Strategic Communication) [2] в 2010 г. и Обновлённые национальные основы стратегических коммуникаций (Update on National Framework for Strategic Communication) [3] в 2012 г. – формируют основу используемых сегодня в США стратегических документов по внешнеполитической пропаганде. При этом в 2010 г. был выпущен доклад Госдепартамента «Публичная дипломатия: Укрепляя связи США с миром, стратегический подход для XXI века» (Public Diplomacy: Strengthening U.S. Engagement with the World: A Strategic Approach for the 21st Century), который сами составители назвали «первой фазой процесса формирования детализированного стратегического плана для публичной дипломатии» [4]. Идеи этого доклада нашли отражение в Обновленных национальных основах стратегических коммуникаций 2012 г. Все документы последовательны, однако они смешивают понятия «публичной дипломатии» и «стратегической коммуникации».

Всего подписок: 0, всего просмотров: 973

Оценка читателей: голосов 0

1. Cull N. 2008. 'Public Diplomacy' Before Gullion: The Evolution of a Phrase. Routledge Handbook of Public Diplomacy. Snow N., Taylor P.M., eds. New York: Routledge. 404 p.

2. Nye J. 2004. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs. 208 p.

3. Gregory B. 2005. Public Diplomacy and Strategic Communication: Cultures, Firewalls, and Imported Norms. Paper presented at the American Political Science Association conference on international communication and conflict. George Washington University and Georgetown University. Washington, D.C. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.112.7338&rep=rep1&type=pdf (accessed 27.01.2020).

4. U.S. National Strategy for Public Diplomacy and Strategic Communication. Strategic Communication and Public Diplomacy Policy Coordinating Committee (PCC). 2007. Available at: https://2001-2009.state.gov/documents/organization/87427.pdf (accessed 27.01.2020).

5. National framework for strategic communication. White House. 2010. Available at: https://www.hsdl.org/?abstract&did=27301 (accessed 27.01.2020).

6. Update on National framework for strategic communication. White House. 2012. Available at: https://www.hsdl.org/?view&did=704809 (accessed 27.01.2020).

7. Public Diplomacy: Strengthening U.S. Engagement with the World. A Strategic Approach for the 21st Century. Report. Office of the Under Secretary of State for Public Diplomacy and Public Affairs of the United States. 2010. Available at: https://www.uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/legacy/pdfs/PD_US_World_Engagement.pdf (accessed 27.01.2020).

8. Report of the Defense Science Board Task Force on Strategic Communication. Washington, D.C.: Defense Science Board, 2004. P.12-13.

9. Joint Publication 1-02: "Department of Defense Dictionary of Military and Associated Terms", Washington D.C., 12 April 2001 (as amended through 17 March 2009).

10. U.S. Department of State. Official website. Available at: https://www.state.gov/ (accessed 27.01.2020).

11. U.S. Department of Defense. Official website. Available at: https://www.defense.gov/ (accessed 27.01.2020).

12. RAND Corporation. Official website. Available at: https://www.rand.org/topics/information-operations.html (accessed 27.01.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх