Фактор АСЕАН в политике США в Восточной Азии

 
Код статьиS268667300008243-7-1
DOI10.31857/S268667300008243-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 2
Страницы97-113
Аннотация

В Восточной Азии наиболее остро сталкиваются интересы Соединённых Штатов и Китая. В этом противоборстве они стремятся заручиться поддержкой других расположенных здесь государств и прежде всего участников авторитетной международной организации, какой является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Association of South East Asian Nations – ASEAN). Отмечается, что борьба ведущих держав за влияние в АСЕАН традиционна для Индо-Тихоокеанского региона. В ней участвуют не только США и Китай, но также Япония, Южная Корея, Индия. Тесные дружественные, а тем более союзные связи любой из держав со странами Юго-Восточной Азии, объединёнными в составе АСЕАН, безусловно, усиливают её позиции в регионе и на международной арене. Статус самой Ассоциации постоянно укрепляется, и её подход к региональным проблемам учитывается крупными игроками. Также анализируется новая Индо-Тихоокеанская стратегия США, опубликованная летом 2019 г. В ней американские власти прямо говорят, что будут добиваться решения намеченных ими задач с опорой на союзников и партнёров в Восточной Азии. Главной целью стратегии является создание в регионе военно-политического блока, нацеленного против Китая и России. Новый альянс формируется на основе давно обсуждаемого четырёхугольника (США, Япония, Индия и Австралия), к которому предполагается подтянуть и некоторых членов АСЕАН (возможно Филиппины, Вьетнам и Таиланд). Правда, сами государства – участники АСЕАН пока не жаждут оказаться в военном альянсе под эгидой США. Тем не менее, американская дипломатия настойчиво и последовательно обхаживает страны Юго-Восточной Азии. То же самое и не менее успешно делает и Пекин. Подчёркивается роль России, которая стремится к созданию в регионе системы региональной безопасности с целью удержать США и Китай от усиления конфронтации и разрядить напряжённую обстановку в Восточной Азии.

Ключевые словаСША, АСЕАН, Восточная Азия, Индо-Тихоокеанская стратегия, взаимосвязанные сети, асеаноцентричные объединения, БРИКС, ШОС, ЕАЭС, Шёлковый путь, антикитайская коалиция
Получено10.02.2020
Дата публикации10.02.2020
Кол-во символов41943
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

На рубеже третьего десятилетия ХХI века, когда резко обострились отношения между великими державами, в частности между США и Китаем, среди множества международных проблем на первый план выходит борьба за право на формирование нового мирового порядка. Слабеющая гегемония США создаёт возможности для замены существующего миропорядка пока что неурегулированным взаимодействием различных сил. Новый мировой порядок по традиции рождается в острой борьбе между старым и новым, между ещё сохраняющей лидерство в международных отношениях мощной американской империей и Китаем («ревизионистской» державой, по западной терминологии), который уже дышит в затылок гегемону. В становлении и развитии новой международной системы сегодня важную роль играет Восточная Азия – основной структурный элемент и мотор мировой экономики. Этот район планеты, наряду с Европой и Северной Америкой, превратился в третий крупнейший экономический и политический центр современного мира, оказывающий всё более заметное влияние на международную политику.

2 Опираясь на созданные ими в начале нынешнего века международные структуры (БРИКС, ШОС, ЕАЭС, ОДКБ), Китай и Россия наращивают усилия в борьбе против монополии США на управление миром, бросают вызов основанному главным образом на силовой политике американскому «лидерству», меняют в свою пользу соотношение сил на международной арене. Внешняя политика Китая, России, и других незападных государств, поддерживающих концепцию многополярного мироустройства, отражает общую устойчивую тенденцию к смене выработавшего свой ресурс послевоенного миропорядка. Политика этих держав обусловлена тем, что существующий миропорядок мешает укреплению их позиций на международной арене и продвижению вперёд на главных направлениях политики и экономики. Кроме того, Вашингтон, не желая учитывать мировые тенденции, вместо сотрудничества с новыми центрами силы и влияния проводит последовательный курс на противодействие, сдерживание их развития. Значение Китая и в целом Восточной Азии заключается в динамичном и опережающем другие страны мира росте их экономики, дальнейшее усиление которого требует смены устаревшей парадигмы развития.
3 Переход к новой международной системе в нынешних условиях неопределённости осуществляется в жёсткой борьбе старых и новых сил. Важную роль в этой борьбе играет проблема расширения круга союзников и единомышленников – сторонников многополярного мироустройства. В данной связи борьба за влияние в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – Association of South East Asian Nations, ASEAN)] и привлечение на свою сторону входящих в группировку стран является залогом успеха в развернувшемся противостоянии сверхдержав. Значение государств Восточной Азии для мирового хозяйства весьма велико. Основой развития региональной экономики является сложившийся в ХХ веке восточноазиатский хозяйственный комплекс, который объединяет зоны высокотехнологичного производства (Япония, Китай, азиатские новые индустриальные страны – НИС) и развивающиеся государства – члены АСЕАН. Императивом международных отношений и значимым фактором динамичного и устойчивого развития стран Восточной Азии на рубеже веков стала экономическая интеграция в различных форматах.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1086

Оценка читателей: голосов 0

1. Богатуров А.Д. 2017. Международные отношения и внешняя политика России. М.: «Аспект Пресс», 2017, 480 с.

2. Васильев Л.Е. и др. 2010. Актуальные проблемы и перспективы. Москва, Издательский дом «ФОРУМ», 368 с.

3. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы. / Отв. ред. Б.А. Ширяев, И.А. Цветков, Я.В. Лексютина. СПб.: СПбГУ, 2012. 260 с.

4. Райков Ю.А., 2015. Восточная Азия и новый мировой порядок. Международная жизнь № 12, с.95–105.

5. Prashanth Parameswaran. 2019. Current Opportunities and Future Uncertainties, June 03. The Diplomat, Washington D.C.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх