Невольничьи песни: особенности и скрытые смыслы афроамериканских спиричуэлс

 
Код статьиS268667300008136-9-1
DOI10.31857/S268667300008136-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры английского языка для гуманитарных дисциплин
Аффилиация: Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 3
Страницы107-120
Аннотация

Одной из самых значительных форм американского фольклора, положившей основу таким музыкальным жанрам, как госпел, блюз и джаз и повлиявшей на мировую культуру в целом, стали духовные песнопения афроамериканцев — спиричуэлс. Предки афроамериканцев были насильно ввезены в США в качестве рабской силы для работы на плантациях Старого Юга. Будучи выходцами из сотен различных племен преимущественно Западной Африки, они привезли с собой самобытные западноафриканские музыкальные традиции. Отрезанные от своих корней и культурного наследия, рабы искали утешение в музыке; она помогала им поддерживать моральный дух, терпеть невзгоды и высвобождать сдерживаемые эмоции. В результате сосуществования африканской и европейской культур возник самобытный жанр музыкально-поэтического творчества. Спиричуэлс представлял собой оригинальное переплетение различных элементов пуританских духовных гимнов, англо-кельтских баллад, африканского фольклора и манеры исполнения. В статье выявлена и обоснована необходимость рассматривать афроамериканские духовные песни не только как выражение религиозной веры, но также как скрытую форму сопротивления. Спиричуэлс были тем средством, с помощью которого невольники могли выражать протест против рабства, призывать к борьбе за свободу и передавать тайные сообщения. В статье описывается основная тематика спиричуэлс и анализируются особенности их формирования и становления. На примере песен, в том числе ассоциирующихся с «Подземной железной дорогой», рассматриваются примеры двойного смысла и зашифрованных посланий. 

Ключевые словаафроамериканские спиричуэлс; негритянские спиричуэлс; американский фольклор; афроамериканская культура; рабы; афроамериканцы; духовные песнопения; двойной смысл; «Подземная железная дорога»
Получено10.03.2020
Дата публикации11.03.2020
Кол-во символов30146
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 История развития афроамериканской музыки так же многогранна и сложна, как история самих афроамериканцев. Нельзя не отметить, что при кажущейся обширности исследований, посвященных роли музыкального искусства афроамериканцев в становлении американской культуры, еще многие вопросы требуют дополнительного рассмотрения. До сих пор было уделено относительно мало внимания многоаспектному характеру одной из самых известных форм американского фольклора, положившей основу таким музыкальным жанрам, как госпел, блюз и джаз и повлиявшей на мировую культуру в целом, а именно спиричуэлс (англ. Spiritual – духовный).
3 Спиричуэлс (англ. Negro spirituals, Spiritual music, African American spirituals) — это духовные песни афроамериканцев, возникшие в период рабства на Юге США (1619-1865) [Johnson J.W., Johnson, R.J., 2002:13-14]. Как писал выдающийся афроамериканский общественный деятель и историк У.Э.Б. Дюбуа, в этих «песнях печали», выражалась душа чернокожих американцев. «Музыка, ритмичная, всегда минорная, привезенная из дебрей Африки, изменившаяся, адаптировавшаяся к новой почве, напитавшаяся слезами и потом, стала самым впечатляющим излиянием Души негра, ее скорби, отчаяния и надежды…» [DuBois W. E. B., 1968].
4 В этой работе предпринята попытка определить основную тематику данной формы музыкально-поэтического творчества, проанализировать ее особую роль для этнического самосознания афроамериканцев и рассмотреть скрытые смыслы наиболее известных песен жанра1. 1. Все тексты песен взяты с сайта: www.negrospirituals.com
5

СПИРИЧУЭЛС

 

Спиричуэлс обычно считаются религиозной музыкой, однако они носили гораздо более глубокий смысл для людей, которые их сочиняли. Возникшие в процессе взаимодействия европейской и африканской культур в условиях рабства, духовные песни представляют собой синтетический жанр. Основой текстов спиричуэлс служили библейские сюжеты, которые адаптировались невольниками к конкретным условиям их повседневной жизни. Песни сочетали в себе такие характерные элементы африканских исполнительских традиций, как эмоциональность, коллективная импровизация, первостепенная роль ритма и ярко выраженная полиритмия, которые гармонично сочетались со стилистикой пуританских гимнов, христианских псалмов и англо-кельтских баллад [Конен В. Д., 1965: 102].

6 Одним из первых исследований, посвященных изучению культуры и быта африканских рабов на юге США стал сборник «Песни рабов Соединенных Штатов» (Slave Songs of the United States). Эта первая коллекция афроамериканских спиричуэлс (136 песен), выпущенная в 1867 году филологом-аболиционистом У.Ф. Алленом с соавторами, до сих пор остается одним из важнейших источников знаний о музыкальной культуре афроамериканцев. Авторы сборника отмечали, что были впечатлены феноменальной музыкальностью рабов, их уникальным даром коллективной импровизации и одухотворенностью текстов. Книга продемонстрировала читателям, что в афроамериканском фольклоре нет ничего «варварского и экзотического» [Конен В. Д., 1965: 103].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1216

Оценка читателей: голосов 0

1. Конен В.Д. 1965. Пути американской музыки: очерки по истории музыкальной культуры США. Москва: Музыка, 524 с.

2. Allen W.F. , Ware C.P., Garrison L. M. 2011. Slave Songs of the United States. University of North Carolina Press, 194 p.

3. Books H. 2005. Soul Praise: Amazing Stories Behind the Great African American Hymns and Negro Spirituals.Cook Communications, 192 p.

4. Bradford S. 2004. Harriet Tubman: The Moses of Her People (African American). Dover Publications, 112 p.

5. Bresler J. 2007. ‘‘Follow the Drinking Gourd: A Cultural History”. Available at: http://www.followthedrinkinggourd.org (accessed 05.01.2020).

6. Cone J. 1992. The Spirituals and the Blues: An Interpretation. Orbis Books, 152 p.

7. Douglass F. 1881. The Life and Times of Frederick Douglass. Hartford. Available at: https://docsouth.unc.edu/neh/douglasslife/douglass.html (accessed 05.01.2020).

8. DuBois W. E. B. 1968. The Souls of Black Folk. Available at: https://www.gutenberg.org/files/408/408-h/408-h.htm (accessed 05.01.2020).

9. Foster C.H. 2004. Black Religious Experience: Conversations on Double Consciousness and the Work of Grant Shockley. ABNDP - Abingdon Press, 174 p.

10. Garon P. 2011. Blues and the Poetic Spirit (Roots of Jazz S) City Lights Publishers, 240 p.

11. Green C. A. 2010. Our story: Putting Color Back Into His-Story: What We Dragged Out of Slavery. Infinity Publishing, 152 p.

12. Johnson J.W., Johnson, R.J. 2002. The Books of American Negro Spirituals. Da Capo Press, 384 p.

13. Lawrence-McIntyre C. 1987. The Double Meanings of the Spirituals, Journal of Black Studies. Vol. 17, No. 4. P. 379-401.

14. Levine L. W. 2007. Black Culture and Black Consciousness: Afro-American Folk Thought from Slavery to Freedom. Oxford University Press, 522 p.

15. Lomax A. 2001. Mister Jelly Roll: The Fortunes of Jelly Roll Morton, New Orleans Creole and "Inventor of Jazz". University of California Press, 368 p.

16. Lornell K. 2012. Exploring American Folk Music: Ethnic, Grassroots, and Regional Traditions in the United States (American Made Music Series). University Press of Mississippi, 336 p.

17. Lovell J. 1939. The Social Implications of the Negro Spiritual. The Journal of Negro Education.P. 634-643.

18. Raboteau A.J. 2004. Slave Religion: The "Invisible Institution" in the Antebellum South. Oxford University Press, 416 p.

19. Simms D.M., 1966. The Negro Spiritual: Origins and Themes. The Journal of Negro Education. Vol. 35, No. 1. P. 35-41.

20. Smith-Christopher D. L. "River Jordan in Early African American Spirituals", Loyola Marymount University. Available at: https://digitalcommons.lmu.edu (accessed 05.01.2020).

21. White J. 1983. Veiled Testimony: Negro Spirituals and the Slave Experience. Journal of American Studies, Vol. 17, No. 2. P. 251-263.

22. Work J. W. 1998. American Negro Songs: 230 Folk Songs and Spirituals, Religious and Secular (Dover Books on Music). Dover Publications, 272 p.

23. Wright J. 2006. Songs of Remembrance. The Journal of African American History, Vol. 91, No. 4, P. Sterling Stuckey: In Praise of an Intellectual Legacy, Association for the Study of African American Life and History. P. 413-424.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх