«Судите, и да не судимы будете!»: карнавал смерти в голливудской футурологии

 
Код статьиS207054760009777-1-1
DOI10.18254/S207054760009777-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: Профессор кафедры философии, культурологии и социологии
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 9
Страницы104-124
Аннотация

В статье рассматриваются особенности голливудской идеологизации модели общественного договора, представленной во франшизе о «Судной ночи». Научные обобщения основываются на западной и российской традициях изучения фильмов ужасов как значимого идеологического феномена современной визуальной культуры. Он является концентрированным выражением социоантропологических тенденций, актуальных для современных политических практик. Опираясь на психоаналитические методологии, было установлено, что эта художественная модель непосредственно соотносится с закономерностями формирования бессознательных представлений индивида (трансфер). При определённых социально-политических условиях он может превратиться в эффективный инструмент тоталитарной власти, придающий общественному договору новый формат дисциплинарности. Также переосмысливаются принципы договорной теории образования государства, воспроизводящей социокультурные идеалы эпохи Просвещения. Футурологический проект франшизы о «Судной ночи» актуализирует модель общественного договора гоббсовского толка в направлении постмодернистской реинтерпретации естественного состояния общества как «войны всех против всех». Классическая модель общественного договора предполагает поиск наиболее эффективных механизмов достижения социального блага, опираясь на гуманистические принципы социальной коммуникации. Стратегия голливудской франшизы о «Судной ночи» нацелена на насильственное освобождение общества от просвещенческих идеалов «разумного человека», характерных для нововременной европейской цивилизации. В основу этой модели положен биополитический принцип коммуникации как дозированного и законодательно регулируемого «очищения» индивидуальных и социальных организмов от бессознательной агрессии и животной дикости. Ужасная, кровавая бойня, которую устраивают граждане в «Судную ночь», приобретает ритуальный, сакральный и биополитический характер и является способом компенсации внутренних конфликтов, накапливающихся у индивидов в течение календарного года. Легитимация и декриминализация этого жестокого коммуникативного сценария позволяет сформировать особый тип этатистской дисциплинарности, свободной от моральных предрассудков и правовых ограничений. Она всецело базируется на социально-политической модели институциональной сублимации бессознательной агрессии, позволяющей эффективно сплачивать санированное социальное пространство, избавленное от всех видов конкуренции, а также традиционных пороков цивилизации. Художественный проект франшизы о «Судной ночи» визуализирует дисциплинарный компромисс актуальных биополитических трендов и обывательского запроса в отношении нивелирования способов досуговой и официальной деятельности. Подобный кинематографический эксперимент имеет смысл уже хотя бы потому, что именно голливудские фильмы ужасов, несмотря на трансформацию геополитических приоритетов и социально-политические мутации повседневности, продолжают уверенно лидировать в мировом прокате.

Ключевые словабиополитика, антропологический ужас, дисциплинарность, общественный договор, легитимация, декриминализация убийств, война, танатология, франшиза «Судная ночь», американский фильм ужасов
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00129.
Получено21.05.2020
Дата публикации01.09.2020
Кол-во символов42037
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

  

Образы человеческой смерти, страданий и связанного с этим ужаса традиционно выступают основополагающими экзистенциальными и антропологическими ориентирами для формирования этносов и создаваемых ими культур. Не является исключением в этом смысле и американская ментальность, предложившая цивилизованному человечеству на уровне официальных и повседневных социоантропологических практик достаточно необычные варианты социокультурного сопровождения смерти и умирания, а также их идеологической интерпретации. В результате и жизнь, и сама смерть, как онтологические и антропологические реальности, окончательно превратились в важнейшие политические и управленческие ресурсы власти, которая «традиционно опиралась на сакрализацию и рационализацию личностного авторитета и физического принуждения» [Маленко С.А., Некита А.Г., 2018]. Наиболее неординарная традиция в этой связи зародилась и продолжила своё развитие в рамках дискурса американской киноиндустрии ужаса, которая в XX и, особенно, в начале XXI века превратила эту тему в захватывающий, шокирующий и необычайно доходный водоворот сюжетов и символов. «Голливуд, таким образом, по мнению Тодда Берлинера, систематизировал доставку эстетического удовольствия, упаковку и продажу его в массовом масштабе» [Berliner Т., 2017: 298]. Как раз поэтому традиция американского киноужаса вот уже более столетия демонстрирует человечеству не только досуговые и развлекательные модели, но и пытается артикулировать актуальные социально-политические и социоантропологические проблемы, рефлексия над которыми придаёт этому виду искусства особую художественную и идеологическую ценность, а также активно «используется для формирования повествования о превосходстве Запада» [Ullah I., Shahzor K., 2017]. Более того, голливудские фильмы ужасов, по мнению Мартина Хеннига, «обычно происходят на границе между нормальностью, следованием законам природы и расположением необъяснимого, нелогичного и хаоса. Страх перед неизвестным обусловлен здесь консервативными ценностями, сосредоточенными на христианстве и монотеизме» [Hennig M., 2019]. В них повсеместно моделируются и проективные способы социальной коммуникации, визуализируется биополитическая дисциплинарность принципиально «нового» типа, что провоцирует появление в рамках описываемой традиции специфических футурологических смыслов. При этом фильмы ужасов отталкиваются исключительно от экзистенциальных конфликтов, образам которых целенаправленно придаётся не только особое социоантропологическое, но и идеологическое звучание. Более того, их создатели идут гораздо дальше, и на этом основании Джонатан Стаббс подчёркивает, что в истории США традиция кинематографа, как одна из ведущих политизированных индустрий, никогда «не была так самоуверенно соперничающей в своей роли в формировании международных культурных тенденций, занималась распространением, реагированием и формированием потребительских вкусов за рубежом» [Stubbs J., 2019: 4].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 847

Оценка читателей: голосов 0

1. Гоббс Т. Основ философии. Часть третья. О гражданине // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.1 / пер. с лат. и англ., ; сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1989. С. 270–506.

2. Жижек С. Киногид извращенца. Кино. Философия. Идеология. Екатеринбург: Гонзо, 2014. 472 с.

3. Маленко С. А. Маргинальная и инфернальная топология города в мифологии американского фильма ужасов // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2019. №3(21). [Электронный ресурс]. URL: http://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1519844. (дата обращения: 22.04.2019).

4. Некита А. Г. «Не лечите меня жить...»: идеология инструментальной медицины в американских фильмах ужасов // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2019. №3(21). [Электронный ресурс]. URL: http://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1519845. (дата обращения: 22.04.2019).

5. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: Ленанд, 2017. 536 с.

6. Трюффо Фр. Хичкок/Трюффо. М.: Эйзенштейн-центр, 1996. 224 с.

7. Юсев А. Ю. Кинополитика: Скрытые смыслы современных голливудских фильмов. М.: Альпина Диджитал, 2017. 300 с.

8. Abramson M. Creating Killers: Stalin's Great Purge and the Red Army's Fate in the Great Patriotic War // Armstrong Undergraduate Journal of History. 2018. Vol.8(2). Article 6. pp. 79–101.

9. Ahmad А. Transgressive Horror and Politics: The Splatterpunks and Extreme Horror // The Palgrave Handbook to Horror Literature. London: Palgrave Macmillan, 2018. pp 365-376. doi: 10.1007/978-3-319-97406-4_28

10. Berliner Т. Hollywood Aesthetic: Pleasure in American Cinema. New York: Oxford University Press, 2017. 298 p. doi: 10.1093/acprof:oso/9780190658748.001.0001

11. Dawn K. Showtime’s Dexter: The horror of being (non)human // Horror Studies. 2018. Vol.9. №1. pp. 51–68.

12. Hennig M. Cross-Cultural Fear? Japanese Horror Films and Their Hollywood Remakes // Cultural Experiences of Fear, Horror and Terror. Plantijnstraat: Brill. pp. 181–189. doi: 10.1163/9781848883314_019

13. K?dziora Kr. John Rawls: kontraktualizm i konstruk tywizm // Studia Philosophiae Christianae. UKSW. 2017. №53(1). pp. 59–83.

14. Lima B. Hope and Violence in Dystopia // The 11-th International RAIS Conference on Social Sciences. November 20, 2018. Beltsville: Research Association for Interdisciplinary Studies (RAIS). pp. 303–307.

15. Malenko S. A., Nekita A. G. Horror films in unconscious anthropological strategies of biopower // Anthropological Measurements of Philosophical Research. 2018. № 13. pp. 41–51.

16. Martins da Costa A. Resson?ncias Kantianas na Teoria da Justi?a de John Rawls // Revista Portuguesa de Filosofia. 2019. Vol. 75. №1. pp. 375–390.

17. Stubbs J. Hollywood and the Invention of England Projecting the English Past in American Cinema, 1930–2017. London: Bloomsbury Academic, 2019 p.4. doi: 10.5040/9781501305863.0004

18. Ullah I., Shahzor K.    Cultural (Mis)Appropriation, Ideological Essentialism and Language: Analysis of Stereotyping in Hollywood Movie // International Journal of English Linguistics. Vol. 7, No. 6 (2017) pp.171-177. doi:10.5539/ijel.v7n6p171

19. Zaheer F., Din K. ud. American Dream or Avaratia: Critical Circumspectis of American Dream Through Ages // International Journal of English Linguistics. 2019. Vol.9. №3. pp. 57–67.

Иллюстрация 1. Группа представителей «золотой молодежи» перед входной дверью дома Сэндинов. Кадр из фильма (https://s2.afisha.ru ) [Скачать]

Иллюстрация 2. Лидер молодежной группировки мародеров в маске с надписью «БОГ» перед началом охоты на жертв. Кадр из фильма. (https://i.computer-bild.de) [Скачать]

Иллюстрация 3. Рико Санчес перед ритуальной расправой в доме семейства Торн. Кадр из фильма. (https://media.kg-portal.ru) [Скачать]

Иллюстрация 4. Участники городских погромов в масках, персонифицирующих американскую демократию. Кадр из фильма. ( https://www.avoir-alire.com) [Скачать]

Иллюстрация 5. Пророк Судной ночи, возвещающий начало нового этапа в американской истории. Кадр из фильма. (https://simkl.in) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх