Kazakhstan in the Light of the Trump Administration's Policy

 
PIIS032120680006300-4-1
DOI10.31857/S032120680006300-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 9
Pages92-107
Abstract

The article provides an analysis on U.S. policies toward the countries of Central Asia in general, and Kazakhstan in particular. Currently this country has turned into a powerful geopolitical player in the region, capable of competently shaping up its relations with partners while taking into account its national interests. Today, the policy of the Donald Trump administration towards the Central Asia is characterized by the approach based on pure pragmatism, and sometimes even more – on a subjective factor that is not determined by laws of logic, which is so typical for the American president. The interests of the American administration in this region include mainly the Afghan problem and the fight against terrorism, strengthening regional security and regional integration, energy and economic aspects, as well as the alternate containment of two influential players here - both China and Russia. There is also a temporary retreat from proactive American policy in the region aimed at taking wait-and-see policy to make some adjustments there in order to start a new round of “conquest” of this space. The authors conclude that the process of transformation in the region is currently under-way, there is a clear shift focus of Central Asian countries from the US and the EU towards China, whose influence, and significance would be steadily increasing there. However, talking about this is a bit premature. As far as Russia is concerned, it will also remain one of the key partners of the countries in the region mostly due to its capabilities in security sphere - an issue that is of great importance for the region.

KeywordsUS policy, US foreign policy priorities, Kazakhstan, Afghanistan, cooperation
Received29.08.2019
Publication date29.08.2019
Number of characters37920
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня политика администрации Д. Трампа в отношении государств Центральной Азии (ЦА) характеризуется подходом, в основе которого лежит прагматизм, а иногда и нечто большее – субъективный фактор, который не подчиняется законам формальной логики, что является весьма типичным для американского президента-бизнесмена. Интересы американской администрации в этом регионе охватывают, прежде всего, афганскую проблему и борьбу с терроризмом, укрепление региональной безопасности и интеграции, энергетические и экономические аспекты, а также попеременное сдерживание здесь двух влиятельных игроков – Китая и России. Наблюдается и временный отход от проактивной американской политики в регионе, предполагающий корректировку курса Вашингтона в Центрально-Азиатском регионе с тем, чтобы вновь вернуться ко второму этапу «покорения» ЦА. Однако насколько это возможно?

2

КАЗАХСТАН – ОСНОВНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЁР США В РЕГИОНЕ

 

В настоящее время Центрально-Азиатский регион не имеет приоритетного значения во внешнеполитической стратегии США, а американское присутствие в нём определяется общими стратегическими задачами США в Евразии. Это подтверждается Стратегией национальной безопасности-2018 [1], в которой государствам ЦА отводится довольно значительная, хотя и второстепенная роль партнёров.

3

Прагматический подход, ставший основным фактором администрации Д. Трампа при выстраивании политики в различных регионах мира, распространился и на центральноазиатские государства. Не случайно размеры финансирования, выделенные на этот регион, определяются Вашингтоном с учётом его взаимодействия с каждым отдельно взятым государством ЦА, а также в зависимости от поставленных задач, решение которых должно обеспечиваться за счёт совместного взаимодействия. Финансовая поддержка США в 2019 г. сосредоточена на приоритетных направлениях американской политики, а именно на обеспечении безопасности и стабильности в регионе посредством достижения экономической стабильности и углубления региональной интеграции; на действенной защите границ и борьбе с транснациональной преступностью. При этом Вашингтон с учётом наметившейся тенденции формирования разного рода альянсов (соглашений) на двусторонней основе выстраивает свою политику с отдельными государствами этого региона, учитывая особенности каждого из них.

4 Ключевыми объектами внимания Соединённых Штатов в регионе являются пограничные с Афганистаном страны: Таджикистан, Туркмения и Узбекистан – государства, с которыми, по мнению Вашингтона, можно будет осуществлять военно-политическое сотрудничество, предусматривающее контроль за стратегическими конкурентами США. Вот почему большую часть финансирования 15,5 млн долл. (23,3% объёма финансирования программ поддержки центральноазиатских государств) США выделили Таджикистану [2]. Узбекистан стал вторым по объёму финансирования программ экономической поддержки ЦА в 2019 г. в бюджете США и получил 10,6 млн долл. [2], главным образом благодаря политике президента Шавката Мирзиёева, которая, как считают в Соединённых Штатах, может стать для них многообещающей и открыть им новые возможности в случае дистанцирования от Вашингтона основного стратегического партнёра в регионе – Казахстана.

Number of purchasers: 2, views: 918

Readers community rating: votes 0

1. Gegelashvili N.A., Modnikova I.V. 2018. Politika administratsii D. Trampa v otnoshenii Tsentral'noj Azii. Rossiya i Amerika v XXI veke. №2. DOI: 10.18254/S0000021-0-1

Система Orphus

Loading...
Up