Восприятие Мексики в США: роль СМИ

 
Код статьиS032120680004357-6-1
DOI10.31857/S032120680004357-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки, РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 4
Страницы46-61
Аннотация

В ХХI веке повысилась значимость конструирования имиджевых характеристик государств. Образ государства стал необходимой составляющей его успеха в глобальном и региональном политическом и экономическом конкурентном развитии. В статье приводится исторический анализ этапов построения средствами информации США негативного образа Мексики и мексиканцев. Рассматриваются различные периоды, когда Мексика неодинаково преподносилась американскими СМИ. Вступление в должность президента США Д. Трампа 20 января 2017 г. обозначило для Мексики переход мексикано-американских отношений на новый этап, ставший полной противоположностью существовавшего при Б. Обаме «периода дружбы». Особую роль в развернувшемся при новом главе Белого дома мексикано-американском противостоянии сыграла многолетняя последовательная пропаганда, насаждавшая американскому обществу негативного образа Мексики и её жителей, в которой рассуждения о сближении неизменно заглушаются призывами о расхождении. В заключении подчёркивается, что, несмотря на всю палитру исторических событий и эпизодов, которые вместе пережили эти два соседствующие, но при этом такие далёкие друг для друга государства, в начале XXI века в глазах американцев Мексика продолжала ассоциироваться с негативными образами, лишь усиливающими отрицательные стереотипы, на протяжении многих лет методически создаваемые американскими СМИ.

Ключевые словаМексика, США, международные отношения, мировой порядок, СМИ, пресса, телевидение, киноиндустрия, информационное воздействие
Получено01.04.2019
Дата публикации01.04.2019
Кол-во символов36707
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

Ещё в XIX веке большинство американских книг, учебников и газет демонстрировали развитое и в целом образцовое государство – Соединённые Штаты Америки, расположенные по соседству с другой страной – малоразвитой, экзотической и нищей – Мексиканскими Соединёнными Штатами, родиной убийц, наркоторговцев и коррумпированных полицейских. K концу второго десятилетия XXI века насаждаемая американскими СМИ пропаганда приобрела особое значение. Мелькающие образы, звучащие комментарии и постановочные «шоу» превратились в неотъемлемую часть повседневной жизни. В международных отношениях массмедиа также стали играть заметную роль, поскольку уровни политического сотрудничества и доверия между современными государствами стали связанными с теми образами, которые каждое из них методично выстраивало о своих партнёрах по внешнеполитическому диалогу, повсеместно демонстрируя их общественности. В случае с Мексикой и США дисбаланс, или «асимметрия», геополитического положения этих стран исторически характеризовал их отношения на всех уровнях.

2 Подобная «асимметрия» насаждалась как в академических кругах, так и в самих СМИ, где неизменно использовались такие понятия, как «зависимость», «господство», «гегемония» и даже парадоксально звучащий концепт «далёкие соседи». Известные специалисты-международники: американский А.Н. Хомский [Chomsky A., 2003 2004] и мексиканский А. Агилар Синсер [1], делали попытки выйти за рамки этих суждений, указывая на социокультурные предрассудки, порождаемые американским этноцентризмом.
3 Исторически сложилось так, что образ Мексики, распространяемый американскими массмедиа сосредотачивался на выпячивании отрицательных моментов. Мексика преподносилась как синоним преступности и наркотрафика, прибежище рецидивистов со всего региона, в контрасте с США – страной образованных, обеспеченных и успешных [Шемякин Я., 2015: 58-72]. Закрепление этих архетипов, так любимых Голливудом, началось с американо-мексиканской войны 1846–1848 гг. Именно с тех времён Мексика стала восприниматься американским обществом как жестокий, но при этом неуклюжий неприятель. Впоследствии приключенческие романы в жанре вестерн, ставшие популярнейшей литературой к концу XIX века, начали преподносить своим читателям образы положительных и привлекательных американских ковбоев, неизменно одерживающими верх над отрицательными и при этом уродливыми мексиканцами и индейцами.
4 С появлением в конце XIX века кинематографа подобная тенденция разрослась, ввиду того что представления о Мексике стали черпаться по большей части из кино, а не из литературы и прессы. Начиная с 1910 г. тема мексиканской революции полностью захватила воображение голливудских кинопроизводителей. И на больших экранах мексиканцы стали изображаться не только привычными «латиносами» и головорезами, но ещё и распивающими текилу агрессивными революционерами. К 1919 г. негативные стереотипы настолько распространились, что правительство Мексики даже выразило официальный протест американским кинокомпаниям, обвинив их в том, что они зациклились лишь на худших аспектах мексиканской жизни, и пригрозило запретить им въезд в Мексику.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1345

Оценка читателей: голосов 0

1. Владимирова М.Б., 2015. Информационное воздействие: механизмы и защита. Вестник Челябинского государственного университета. № 5, C. 64–70.

2. Косевич Е.Ю. 2017. Кризис президентского срока Энрике Пеньи Ньето. Причины превращения в «хромую утру» раньше времени. Латинская Америка, №4, C. 56-78.

3. Косевич Е.Ю., 2018. Мексикано-американские отношения в период президентства Барака Обамы. Латинская Америка, №1. С. 63-75.

4. Кудеярова Н.Ю., 2017. Эпоха массовых миграций в Латинской Америке: глобализация vs локализация. Латинская Америка, № 2. C. 76-91.

5. Шемякин Я.Г. 2015. Феномен модернизации: цивилизационное измерение. В: Межцивилизационное взаимодействие: предпосылка, условие и историческое содержание процесса модернизации. Общественные науки и современность, № 6. C. 58-72.

6. Шемякин Я.Г. 2013. Феномен "пограничности": социокультурное содержание и исторические типы. Диалог со временем, № 42. С. 23-45.

7. Сhomsky N., 2003. Without a Pause. N.Y., New York Press. 200 p.

8. Chomsky N., 2004. On Insert Dissent and Racism: A discussion with Noam, N.Y., Modern Press. 117 p.

9. Hernández Gerardo E. 2015. Desigualdad extrema en México: Concentración del poder económico y político. México. D.F.: Oxfam, 2015. 232 p.

10. Mae M. Ngai., 2004. Impossible Subjects: Illegal Aliens and the Making of Modern America. Princeton: Princeton University Press, 271 p.

11. Rico Ferrat C., 2012. Aportaciones de un internacionalista mexicano. México, SRE, CIDE, El Colegio de México. 366 p.

12. Riding. A., 1985. Distant Neighbors: A Portrait of the Mexicans. Knopf, New York, 412 p.

13. Riding A., 2004. Essential Shakespeare Handbook. DK, New York and London, 432 p.

14. Riding A., 2006. Eyewitness Companions: Opera. DK, New York and London, 344 p.

15. Simon A. 2012. “Mito y realidad: la imagen internacional de México”. Revista Mexicana de Política Exterior. No. 96, Julio – octubre. P. 123-148.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх