Canadian Foreign Policy: Long-Term Trends and Intermediate Results

 
PIIS032120680003767-7-1
DOI10.31857/S032120680003767-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 2
Pages84-97
Abstract

This article looks at two publications devoted to different aspects of Canadian foreign policy. Interpretation of Canada’s role and power in international politics has traditionally been one of the key areas of Canadian scientific thought. Currently, there are various schools and directions of foreign policy studies in Canada, while think tanks and academic departments at universities received recognition in the country and abroad. The both books are written by well-known Canadian experts and researchers. One publication is the fourth edition of widely used textbook “The Politics of Canadian foreign policy” written by professors Kim R. Nossal, Stéphane Roussel, and Stéphane Paquin. The other one is a part of the newly established book series, “Canada among the Nations”. The two editions highly complement each other: the first identifies long-term trends and factors that determine the development of Canada's foreign policy. And the second is like a momentary "slice" of the international activities of J. Trudeau government during two years, and therefore can rather be interesting in the short term. A reader can find many unknown facts, new sources and original assessments, some of which are not always possible to unconditionally agree.

KeywordsCanada, Canadian foreign Justin Trudeau, non-governmental organizations, transnational actors, foreign policy decision-making, Russian-Canadian relations, Canada-US relations, Donald Trump
Received01.02.2019
Publication date06.02.2019
Number of characters39576
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Новости о внешнеполитической деятельности канадских правительств редко транслируются и комментируются российскими федеральными телеканалами и, как правило, не попадают на первые полосы печатных и электронных СМИ. Исключение составляют публикации участившихся в последние годы жёстких заявлений официальных лиц Канады и России в адрес друг друга. Они, к сожалению, свидетельствуют о фактическом замораживании двусторонних политических и экономических отношений.
2 Внимание российских СМИ привлекают также перипетии затяжных, проходивших в чрезвычайно нервозной обстановке переговоров между США, Канадой и Мексикой по пересмотру соглашения НАФТА, которые завершились 30 ноября 2018 г. заключением нового трёхстороннего соглашения, получившего название США – Мексика – Канада, ЮСМКА (The United States-Mexico-Canada Agreement, USMCA). Не вдаваясь в детали переговорного процесса и достигнутого соглашения, отметим лишь, что Канаде пришлось пойти на ряд уступок, наиболее существенной из которых стало предоставление американским производителям большего доступа на канадский рынок молочной продукции, птицы и яиц. А в качестве компенсации она получила возможность сохранить в новом соглашении прежний механизм разрешения споров относительно введения Соединёнными Штатами антидемпинговых и компенсационных пошлин на импортные товары1. 1. Комкова Е.Г. Перелицованное НАФТА // Российский Совет по международным делам. 10.10.2018. Available at: >>>> (accessed 17.12.2018).
3 Добавим, что, как и в прошлом, отечественное телевидение и пресса широко и с удовольствием освещают российско-канадские спортивные соревнования, особенно по хоккею и фигурному катанию, довольно популярные у российской аудитории. Ограниченная тематика, неточные или сознательно искажающие положение в Канаде сообщения СМИ не позволяют россиянам составить верное представление о своеобразной политической культуре этой страны, не говоря уже о её внешней политике, в которой тоже много интересного и весьма необычного.
4 Этот общественный запрос на расширение знаний о Канаде мог быть частично удовлетворён российскими специалистами, занимающимися канадскими исследованиями. Стоит, однако, отметить, что в российской политической науке не уделялось должного внимания изучению канадской внешнеполитической проблематики. Правда, некоторые вопросы, прежде всего канадско-американская интеграция, а также советско/российско-канадские отношения были предметом ряда монографических исследований. Тем не менее, в отечественной литературе нет ни одной работы, посвящённой современной внешней политике Канады как разносторонней и многоплановой деятельности. Хочется надеяться, что рассматриваемые в данной статье книги, посвящённые теоретическим и практическим аспектам внешней политики Канады, вдохновят российских исследователей на то, чтобы восполнить существующий пробел.
5

Внешняя политика Канады: мастерство компромисса

 

Внешняя политика каждой страны имеет свои особенности и традиции, представляющие интерес для научного анализа. Канада довольно поздно вышла на международную арену в качестве самостоятельного игрока. Она получила право на проведение собственной внешней политики лишь в 1931 г. по акту британского парламента (ранее это было прерогативой Лондона). А фактически её внешнеполитический курс стал независимым от метрополии только после Второй мировой войны, которая позволила Канаде значительно укрепить свои экономические и политические позиции. В самом общем виде можно выделить две характерные черты внешнеполитического курса Канады. Во-первых, его главное направление – это отношения с Соединёнными Штатами, ближайшим торгово-экономическим партнёром, геостратегическим и военно-политическим союзником. Взаимодействие с ним отличается сильной асимметрией, впрочем, не доставлявшей Канаде в прошлом особых неприятностей. Во-вторых, будучи державой «среднего ранга», Канада активно участвует в формировании мировой политики и нередко оказывает заметное влияние на ход её развития.

Number of purchasers: 4, views: 2181

Readers community rating: votes 0

1. Akimov Yu.G. 2017. Identifikatsionnaya paradiplomatiya nesuverennykh ter-ritorial'nykh aktorov (na primere Katalonii, Kvebeka i Flamandskogo regiona) // Vestnik VGU. Seriya: istoriya, politologiya, sotsiologiya. 2017, № 1, c. 30-34.

2. Lebedeva M.M. 2013. Aktory sovremennoj mirovoj politiki: trendy razvitiya // Vestnik MGIMO. № 3 (28). S. 38–42.

3. Hillmer, N. and Lagassé Ph. Eds. 2018. Justin Trudeau and Canadian Foreign Policy. // Canada and International Affairs. Palgrave Macmillan. 318 p.

4. Keohane R. O., Nye J. S. (Jr) Eds. 1972. Transnational Relations and World Politics. Cambridge. MA: Harvard University Press, 428 p.

5. Kim R. Nossal, Stéphane Roussel , Stéphane Paquin. 2015. The Politics of Canadian Foreign Policy, 4th Edition. Montreal and Kingston: Queen's Policy Studies, McGill-Queen’s University Press.2015.396 p.

Система Orphus

Loading...
Up