Предисловие редактора

 
Код статьиS271326680029048-2-1
Тип публикации Редакторская заметка
Статус публикации Опубликовано
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 4 Выпуск 3
Аннотация

В предисловии редактора рассматривается содержание текущего выпуска "Трансцендентального журнала", посвященного трансцендентальной традиции в осмыслении религии.

Ключевые словатрансцендентальная философия, феноменология религии, феноменологическая аксиология, трансцендентальный метод
Получено12.12.2023
Дата публикации30.11.2023
Кол-во символов3565
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Данный выпуск «Трансцендентального журнала» посвящен вопросам трансцендентальной теологии, и трансцендентальной традиции осмысления религии в целом. Предлагаемые читателю статьи освещают различные аспекты этого направления, от атрибутации признаков трансцендентальной теологии, анализа ее возможности и эффективности, сквозь ряд ее исторических версий вплоть до положений и методологических проблем ранней феноменологии религии и феноменологической аксиологии. Номер открывается статьями Л.Э. Крыштоп и С.Л. Катречко, посвященными кантовскому анализу трансцендентальной теологии, а также анализу применимости трансцендентального метода исследования к вопросам постижения Божественной сущности.

2

Историческая судьба кантовского исследования трансцендентальной теологии отражена в публикации А.В. Лызлова, посвященной критике теологических взглядов Канта его современником И.Г. Гаманом. Также полемикой с трансцендентальной философией Канта в целом наполнена работа «Научный теизм» (Scientific Theism, 1885) Ф.Э. Эббота, перевод фрагментов которой и вступление к ним выполнены А.В. Думовым.

3

Важную часть трансцендентального подхода к осмыслению религии составляет анализ априорных и апостериорных предпосылок религиозного сознания и познания Бога. На примере философии Ф.В.Й. Шеллинга А.Б. Паткулем показана трансцендентальная диалектика позитивного и негативного полагания Бога, в результате чего негативная философия предстает как априоризм эмпирического, а позитивная — как эмпиризм априорного полагания Бога.

4

 

 

Трансцендентальная теология ставит вопросы о Высшей Сущности в неразрывной связи с вопросами о возможностях и видах человеческого познания, т.е. о способах помыслить Бога. Развитие этой проблематики имеет место в трансцендентальном томизме Карла Ранера, исследованию которого посвящена статья С.А. Коначевой, а также в работах феноменологов религии голландской школы. Для последних актуальны не только проблемы религиозного опыта и анализ религиозных переживаний, но и выработка методологических подходов к изучению последних, что показано в статье А.А. Мёдовой и П.А. Мишагина.

 

5

Логическим завершением содержательной траектории данного выпуска, начатой в статье Л.Э. Крыштоп «Трансцендентальная теология Канта», является исследование А.В. Логинова, П.И. Великанова и Я.Г. Янпольской, освещающее феноменологическую аксиологию М. Шелера и Н. Гартмана. Эта аксиология направлена на интуитивное постижение универсальной онтологической иерархии ценностей в особых интенциональных актах сознания. «Материальное априори» М. Шелера, восходящее к сущностям и непосредственно данное в созерцании, противостоит рациональному логическому познанию и представляет собой новый способ полагания священного. Его можно назвать противоположной, по отношению к кантовскому подходу, точкой движения «маятника» трансцендентальной теологии.

6

Номер завершается полемическим материалом С.Л. Катречко и С.А. Борчикова «Дискуссия о теологии как науке». Рассматривая перспективы создания научной теологии, авторы приходят к выводу, что трансцендентная теология не только возможна, но в принципе уже осуществлена в истории религии и философии, если понимать Бога как аксиоматически трансцендентную сущность. Но теология как наука пока проблематична, поскольку она должна расширять границы отдельных исторических теологий, продуцируя новую, универсальную, метафизическую и метаисторическую предметность и методологию. В этом смысле она должна найти свое наиболее полное выражение в онтотеологии.

всего просмотров: 104

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх