Русское неокантианство: опыты (само)определения и современная перспектива

 
Код статьиS271326680018214-5-1
DOI10.18254/S271326680018214-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский университет дружбы народов (РУДН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация:
Российский университет дружбы народов (РУДН)
РАНХиГС
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 2 Выпуск 3
Аннотация

Одной из важнейших задач в каждой философской традиции является определение методологических оснований и целевой причины исследовательской практики. При обсуждении феномена русского неокантианства возникает несколько фундаментальных вопросов, среди которых критерии разграничения отдельных систем и возможность их целостной реконструкции, выявление самостоятельности отечественных философов в преодолении ключевых противоречий трансцендентального идеализма, а также дискуссии относительно вклада русских неокантианцев в историю развития отечественной и европейской философии. Не менее значимым представляется проблема объединения русского неокантианства в контексте общей традиции неокантианства в ее развитии до новейших тенденций. Перспектива обращения к наследию русских философов во многом обуславливается оформлением посткантианства и постнеокантианства. В трудах А.И. Введенского, а затем Б.А. Фохта, В.Э. Сеземана, С.Л. Рубинштейна, и многих других обозначился переход от немецкого классического идеализма в призме специфики русской философии к оформлению нового понимания трансцендентальной философии и ее задач. Во многом предложенные решения отличались оригинальностью и явной самостоятельностью, но в то же время имплицитно находились в границах заданной И. Кантом традиции немецкой неокантианской философии. Сопоставляя новейшие перспективы развития неокантианской методологии, можно не без оснований предположить, что русское неокантианство во многом предвосхитило новейшие тенденции.

Для объективной оценки и последующей актуализации наследия русских неокантианцев требуется раскрыть единство всей традиции, сопровождая данный процесс историко-философской реконструкцией отдельных систем философии, но так же и выявлением тех перспектив для философии, которые были обозначены русскими мыслителями. В содержании статьи предлагается постановка проблемного поля самоопределения русских неокантианцев в рамках истории русской и европейской философии. Особое внимание акцентировано на единстве методологических задач и целевой причины исследовательских практик мыслителей, которые на разных этапах своего развития внесли вклад в образование феномена русского неокантианства.

Ключевые слованеокантианство, русское неокантианство, русская философия, опыт самоопределения, посткантианство
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Мегагранта № 075-15-2021-603
Получено01.11.2021
Дата публикации20.12.2021
Кол-во символов18972
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Данный выпуск журнала открывает одну из страниц истории русской философии, которая была забыта в отечественной мысли вплоть до конца XX века – традицию русского неокантианства. Проблематика статуса и самобытности данного феномена вызывает споры среди исследователей всех разделов философского дискурса и гуманитарного знания: от историософии и онтологии до междисциплинарных областей педагогики, психологии, теории права. Объективный факт заключается в том, что многие русские ученые и философы в период конца XIX – начала XX века позиционировали себя как приемники и последователи трансцендентального идеализма в различных ракурсах его применения. Другие же вполне отчетливо обозначили в своих трудах задачу развития и одновременно преодоления противоречий кантианства, исходя из самой методологии критического идеализма, что согласуется с исследовательской интенцией немецкого неокантианства и во многом реализовалось посредством его влияния. В итоге оформилась традиция русского неокантианства, объединяющая разнонаправленные по своим задачам философские концепты, как в отрасли гуманитарных, так и естественных наук. Единство достигалось посредством ориентированности на систему философии И. Канта и на принципы критической философии, которые реализовывались, в том числе, на основе фактов и событий русской культуры и истории. Среди таких принципов выделяются антидогматичность, критерии последовательности рассуждений и системности философской рефлексии, особое внимание к гносеологическим вопросам и активное использование различных методов логического анализа. Отдельно отметим имплицитный приоритет теоретического знания над конкретной эмпирической данностью, что восходит к поставленной Кантом проблеме трансцендентальной апперцепции и корреляции логического с не-логическим.
2 Несмотря на наличие единства приоритетов исследования и методологической базы, ярко выражена разнородность философских концептов и отсутствие эксплицитной линии преемственности. Русские неокантианцы, в отличие от немецких коллег, не создали отдельных собственных школ, которые продолжили бы традиции Марбурга или Гейдельберга. Проблема заключается не только в выявлении критериев объединения отечественных мыслителей в единую традицию, но и в определении линии демаркации между самостоятельностью отечественных философов и оказанным на них влиянием со стороны немецкого идеализма. Кроме того, русские философы за редким исключением не называли себя «новокантианцами», а сам термин был введен в употребление сторонними исследователями, в частности В.В. Зеньковским, С.Л. Франком и Н.О. Лосским. Каждый русский неокантианец, признавая общность собственной философии с традицией трансцендентального идеализма, обозначал свою позицию индивидуально, что отчетливо выражается в постоянном поиске самоопределения по отношению к немецкому неокантианству.

всего просмотров: 374

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх