Кант и перформативные схематизации

 
Код статьиS271326680016982-0-1
DOI10.18254/S271326680016982-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Частный католический университет Линца
Адрес: Австрия, Линц
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 2 Выпуск 2
Аннотация

В этой статье обсуждается два недавних прочтения схематизма Канта, которые являются продуктивными для моего взгляда на перформативность. Источник первого – книга Сибиллы Крэмер «Фигуративность, созерцание, познание» (2016), в которой она исследует работы Канта о схематизме, обращая особое внимание на понятие фигуративности. Крэмер ставит акцент на том, что интуиции и концепции различны, и требуется схема, чтобы сделать их похожими. Трансцендентальная схема или схематизация, подчеркивает она, – это метод или действие. Это не образ, а фигуративность, причем у Канта это временная фигуративность, которая действует как шарнир, обеспечивающий однородность между созерцанием и понятием, превращая таким образом созерцание во что-то такое, за что могут «ухватиться» категории. Второе прочтение обсуждаемого мною схематизма дано в книге Майи Соболевой «Das Denken des Denkens» (Мышление мышления) (2016). Интерпретация Соболевой монистична и реалистична, поскольку здесь утверждается, что первичная деятельность рассудка не суждение, а она «демонстрируется» в способности устанавливать правила для чувственности; он имитирует объект для человеческого понимания. Созерцание имеет решающее значение для мышления, поскольку нам представлена система образов или сфера семантически неопределенных объектов, о которых мы затем судим, используя понятия. В завершение статьи я предлагаю свое собственное прочтение схематизма Канта, выявляя в общих чертах два вида воображения: одно воображает (Einbildungskraft) связи в умопостигаемой сфере, а другое воображает (Ausbildungskraft) связи в чувственной сфере. Именно так в опыте мы начинаем с воспринимаем чувственных восприятий и подводим их под понятия после того, как понятия были упорядочены или преформированы вследствие этой двойной схематизации, что позволяет думать, в конечном итоге, что созерцание и понятие являются одним и тем же.

Ключевые словасхематизм, С. Крэмер, трансцендентальная схема, образ, фигуративность, гомогенность, М. Соболева, мимезис, воображение, представление
Получено28.09.2021
Дата публикации16.11.2021
Кол-во символов37827
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Цель данной статьи показать, что схемы, применяемые нами в опыте, можно рассматривать как перформативные, как схематизации, которые соединяют познание и познаваемый объект в познавательном акте. Для того, чтобы разработать мой собственный подход к перформативности мышления у Канта, я обращаюсь к двум интерпретациям Кантовой схемы, предложенным Сибиллой Крэмер (Sibylle Krämer) и Майей Соболевой, которые, на мой взгляд, поддерживают мое перформативное прочтение.
2

1. Крэмер о кантовском понятии опыта

3 В книге «Фигуративность, созерцание, познание» (Figuration, Anschauung, Erkenntnis) (2016) Сибилла Крэмер представляет свою версию того, как Кант использует созерцание для ориентации в мышлении. Она полагает, что для того, чтобы объяснить синтетические суждения a priori, Кант нуждается в чем-то, что служит для производства нового знания или знания, не выводимого из опыта. По ее мнению, для того, чтобы объяснить опыт, Канту нужно добавить движение оформления (фигурации). Оформление (figuration) можно предварительно определить как способ видения вещей. В первой части моей статьи я покажу, каким образом Крэмер приходит к фигуративному движению у Канта, особенно важному в схематизме, рассматривая его как третий или средний компонент между понятием и созерцанием, который принимает вид фигуративного синтеза.1 1. В этом подход Крэмер сходен с подходом Беатрис Лонгнесс (Beatrice Longuenesse), которая таким же образом интерпретирует synthesis speciosa. Также любопытен в данном контексте подход Дикерсона (A.B. Dickerson), который предполагает «видение нечто в виде картины». Ср. Мозер (Moser 2021).
4 Она подчеркивает, что для Канта схематизм – это «ментальная операция способности воображения (Einbildungskraft)» (Krämer 2016, 248). Он не считает, что схематизм касается зрительных образов, которые сами являются продуктом схематизма, а, напротив, объясняет схемы в качестве a priori условий возможности иметь опыт эпистемических образов; схемы не образы, они не образы сами по себе. Крэмер подчеркивает, что условиями схемы является время, а не пространство. Тогда возникает следующий вопрос: если схемы детерминированы временем и, таким образом, представляют собой временные образы, то как мы их мыслим? Что такое схемы и схематизации? Каково их эпистемическая ценность и как они выполняют свою роль в познании? Задавая эти вопросы, Крэмер начинает свое исследование, исходя из того, что Кант проводит радикальное различие между понятиями и созерцаниями как двумя различными источниками познания или знания. Пространство и время – элементы созерцания, результатом чего, например, является то, что бытие математических предметов относится к чувственности, а не к мышлению (intelligibility) или рассудку.
5

Признавая то, что чувственность и рассудок должны работать вместе для того, чтобы возник опыт, Крэмер фокусирует свое внимание на чувственности. В Критике чистого разума главе о схематизме предшествует раздел о трансцендентальной дедукции категорий (CPR B 116–69), что, по ее мнению, свидетельствует о том, что категории должны быть приложимы к объектам опыта. Схематизм, в свою очередь, объясняет, как категории должны применяться. Ниже я покажу, как Крэмер себе это представляет.

всего просмотров: 488

Оценка читателей: голосов 0

1. Allison, Henry (2004) Kant’s Transcendental Idealism. New Haven, Yale University Press.

2. Allison, Henry (2006) Kant’s Transcendental Idealism. In A Companion to Kant Ed. By Graham Bird, pp. 111–124.

3. Guyer, Paul (1987) Kant and the Claims of Knowledge. Cambridge and New York: Cambridge University Press.

4. Krämer, Sybille (2016) Figuration, Anschauung, Erkenntnis: Grundlinien einer Diagrammatologie. Suhrkamp Taschenbuch Wissenschaft, 2176. Berlin: Suhrkamp.

5. Longuenesse, Béatrice (1998) Kant and the Capacity to Judge: Sensibility and Discursivity in the Transcendental Analytic of the Critique of Pure Reason. Trans. Charles T. Wolfe. Princeton, N.J: Princeton University Press. In French: 1993. Kant et le pouvoir de juger. Paris: Presses Universitaires de France.

6. McDowell, J. (1994) Mind and World: With a New Introduction by the Author. Cambridge, MA: Harvard University Press.

7. Moser, Aloisia (2008) Naturally Intentional. In Philosophy of Language, Proceedings of the XXII World Congress of Philosophy 39. Seoul, Korea. 157–165.

8. Moyal-Sharrock, Danièle (2004) Understanding Wittgenstein’s On Certainty. New York: Palgrave Macmillan.

9. Pechriggl, Alice (2018) Agieren und Handeln. Studien zu einer philosophisch-psychoanalytischen Handlungstheorie. Berlin: Transcript.

10. Prauss, Gerold (1974) Kant Und Das Problem Der Dinge an Sich. Bonn: Bouvier.

11. Schaper, E. (1964) Kant’s Schematism Reconsidered. The Review of Metaphysics, 18 (2), 267–92.

12. Soboleva, M. E., ed. (2016) Das Denken des Denkens: ein philosophischer Überblick. Edition Moderne Postmoderne. Bielefeld: Transcript.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх