Является ли кантовский трансцендентализм идеализмом? Концептуальный реализм Канта

 
Код статьиS271326680016082-0-1
DOI10.18254/S271326680016082-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 2 Выпуск 1
Аннотация

В данной статье я, опираясь на кантовские дефиниции и концептуальные различения, обосновываю тезис о том, что кантовская трансцендентальная философия, характеризуемая им в качестве второпорядковой системы трансцендентального идеализма, является не [эмпирическим] идеализмом, а формой реализма (resp. совместима с эмпирическим реализмом[А 370–1]). В качестве аргументов пользу данного «реалистического» тезиса я последовательно развиваем реалистическую трактовку кантовского концепта явления(теорию «двух аспектов»), его коперниканского переворота, теории интуициикак дающей познавательной способности, концепции двойного аффицированияи ноуменальной причинности.

Ключевые словаКант, трансцендентальная философия, явление, коперниканский переворот, интуиция, теория «двух аспектов», эмпирический реализм, трансцендентальный идеализм, двойное аффицирование
Источник финансированияДанное исследование подготовлено при поддержке гранта РФФИ № 19-011-00925
Получено12.08.2021
Дата публикации12.08.2021
Кол-во символов55737
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 1. Кант именует свою трансцендентальную философию (ТФ), которую он определяет как познание нашего [априорного] способа познания [B25]1, трансцендентальным идеализмом (ТИ). Однако является ли концепция Канта идеализмом в общепринятом смысле данного слова2 или же, как это аргументирует, например, Д. Хайдеманн, трансцендентализм Канта является формой реализма3. Ниже я приведу ряд аргументов в пользу кантовского реализма (resp. контраргументы против возможных идеалистических трактовок его концепции). 1. Здесь и далее ссылки на кантовскую Критику [Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T.2. Ч.1 (B), Ч.2 (А)] будем давать в общепринятой международной пагинации А/В.

2. Замечу, что говоря о различных формах идеализма рассматриваем его как понятие «семейного сходства». Ниже будут перечислены несколько форм идеализма и показано соотнесенность с ними кантовского трансцендентализма.

3. Heidemann D. Kant and the forms of realism, in: Synthese, 2019, p.1–22 (см. перевод статьи в этом выпуске журнала).
2 Предваряя последующий анализ, начнем с изложения смыслового ядро кантовской концепции, т.е. сформулируем основные черты кантовской метафизики, в которой он предпринимает «попытку изменить прежний способ исследований в метафизике [и] совершить в ней полную революцию», т.е. осуществить в ней коперниканский переворот [BXXII прим.]. Для этого сформулируем последовательность из пяти пунктов, где каждый последующий пункт является продолжением и развитием предыдущего: 1) эпистемологический поворот Нового времени (как общая предпосылка кантовской концепции); 2) формулировка главной проблемы [эпистемологической] метафизики в письме к М. Герцу (21.02.1772) — семантической проблемы соответствия предметов и представлений, которая в последующей Критике трансформируется в «главный вопрос трансцендентальной философии» о возможности синтетических суждений a priori; 3) методологический трансцендентальный сдвиг от предметов к изучению нашего априорного способа познания, вводимый Кантом в его дефиниции ТФ [В25]; 4) кантовский коперниканский переворот как альтернативный способ решения проблемы соответствия из п.2; 5) метафизический трансцендентальный сдвиг, который выражается в (1) концептуальном смещении «пространства» и «времени» из области объектов в область априорных форм чувственности и (2) краеугольном различении трансцендентализма «вещь–сама–по–себе (вещь–спс) vs. явление», или трансцендентальной триаде «предмет (= вещь–спс) — явление — представление», в рамках которой явление опосредует собой, аналогично среднему термину силлогизма, отношение между предметом и представлением, тем самым решая проблему соответствия п.24]. 4. Подробнее см.: [Катречко С. Л. Кантовская идея трансцендентальной философии //Трансцендентальный журнал (Studies in Transcendental Philosophy; Electronic resource). URL: >>>>
3 Ключевой для кантовского трансцендентализма выступает [семантическая] проблема соответствия, о важности которой Кант пишет в своем известном письме к М. Герцу от 21.02.1772: «Продумывая теоретическую часть… я заметил, что мне не хватает еще кое-чего существенного, что… я упустил из виду и что в действительности составляет ключ ко всей тайне метафизики5… Я поставил перед собой вопрос: на чем основывается отношение того, что мы называем представлением в нас, к предмету?» [с.487]6. На краеугольный характер этой проблемы указывает и то, что в последующих кантовских Критике и Пролегоменах она трансформируется в «главный трансцендентальный вопрос» о возможности априорных синтетических суждений [с.33–34]7, разрешение которого составляет основную задачу трансцендентальной философии: «вся трансцендентальная философия, необходимо предшествующая всякой метафизике, сама есть не что иное, как полное разрешение предложенного здесь вопроса [«как возможны синтетические суждения априори?»] только в систематическом порядке и со всей обстоятельностью, так что до сих пор еще не было никакой трансцендентальной философии» [с.32]8. При этой трансформации проблема из внешне–семантической в качестве проблемы соответствия предмета и представления становится внутренне–синтаксической в качестве проблемы соотношения субъекта и предиката [априорно–синтетического] суждения9. Тем самым Кант предлагает трансцендентальный проект научной метафизики10, который он соотносит с коперниканским переворотом: «Задача этой критики… состоит в попытке изменить прежний способ исследования в метафизике, а именно совершить в ней полную революцию, следуя примеру геометров [Евклид] и естествоиспытателей [Галилей]» [ВXXII]. Соответственно, Кант именует свой проект метафизики трансцендентальным идеализмом, под которым он понимает «учение, утверждающее, что все явления суть только представления, а не вещи в себе и что сообразно этому пространство и время суть лишь чувственные формы нашего созерцания, а не данные сами по себе определения или условия объектов как вещей в себе [А369]11. 5. Под метафизикой Кант, вслед за А.Г. Баумгартеном (1714–1762) и И.Н. Тетенсом (1736–1807), понимает «науку о первых принципах человеческого знания» [B871], развивая характерный для Нового времени эпистемологический модус метафизики.

6. Кант И. Избранные письма // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.8. М.: Чоро, 1994. С.487.

7. [Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.4, М.: Чоро, 1994, C.33–34]. См. также название разделов Пролегомен.

8. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.4, М.: Чоро, 1994, C.32.

9. Функцию предмета при этом выполняет субъект [суждения], который соотносится с предикатом, причем в априорно-синтетических суждениях предикат подчиняет себе субъект.

10. Как замечает Кант в Пролегоменах, трансцендентальная [научная] метафизика «относится к обычной школьной [прежней] метафизике точно так же, как химия к алхимии или астрономия к астрологии» [Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике //Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.4, М.: Чоро, 1994, C.134].

11. Эта дефиниция ТИ, по сути, повторяется в гл. «Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики» Критики [А491/B519]. Во 2-м изд. Кант добавляет к ней поясняющую сноску: «Иногда я называл это учение также формальным идеализмом, чтобы отличить его от содержательного, т.е. обыкновенного, идеализма, который сомневается в существовании самих внешних вещей или отрицает его» [B519 прим.].

всего просмотров: 684

Оценка читателей: голосов 0

1. Kant I. Kants Gesammelte Schriften. Akademie Ausgabe. Berlin: Reimer, later de Gruyter, 1900ff.

2. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. II. Ч.1, T. II. Ч.2.

3. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum). М.: Прогресс-Традиция, 2000.

4. Кант И. Избранные письма // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.8. М.: Чоро, 1994. С.463–590.

5. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.4, М.: Чоро, 1994, С.5–152.

6. Гуссерль Эд. Собрание сочинений. Т.3(1). Логические исследования, т.II(1) (пер. с нем. В. Молчанова). М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001.

7. Катречко С.Л. Природа явления в трансцендентализме Канта: семантико-когнитивный анализ //Кантовский сборник (научный журнал), 2018(b), Т.37, № 3. с.31 – 55; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36930196&.

8. Катречко С. Л. Кантовская идея трансцендентальной философии //Трансцендентальный журнал (Studies in Transcendental Philosophy; Electronic resource). URL: http://ras.jes.su/transcendental/s123456780008967-4-1 (circulation date: 25.06.2020; https://ras.jes.su/transcendental/s123456780008967-4-1 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44108812

9. Катречко СЛ. Познаваемы ли вещи сами по себе (Кант vs. Гуссерль)? Проблема объективности познания // Трансцендентальный поворот в современной философии (5): трансцендентальная метафизика, феномено-логия, эпистемология, трансцендентальная философия науки и теория сознания, эстетика: материалы еже-годного международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии –5» (отв. ред. С.Л. Катречко). М.: Изд-во ГАУГН–Пресс, 2020. с.5–14.

10. Кассирер Э. Познание и действительность, CПб.: изд-во «Шиповникъ», 1912.

11. Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии //Вопросы философии, 2005. № 8, С.11–21.

12. Якоби Ф. Г. О трансцендентальном идеализме // И. Г. Гаман, Ф. Г. Якоби Философия чувства и веры (сост., пер., прилож., примеч. С. В. Волжина). СПб.: Академия, 2006. C. 198–205 (Jacobi F.H. Ueber den transzen-dentalen Idealismus, Appendix to David Hume uber den Glauben, oder Idealismus und Realismus. Ein Gesprach, in: Werke, vol.2, 1976, s.291-310).

13. Abela P. Kant’s Empirical Realism, Oxford: Clarendon Press, 2002.

14. Adickes E. Kants Lehre von der doppelten Affektion unseres ich als Schlussel zu seiner Erkenntnistheorie. Tubingen: J. C. B. Mohr, 1929.

15. Allison H.E. Transcendentalism Idealism: The 'Two Aspect' View, in: Bernard den Ouden, ed., New Essays on Kant, New York: Peter Lang, 1987, p.150–160.

16. Allison H.E. From Transcendental Realism to Transcendental Idealism. The Nature and Significance of Kant’s ‘Transcendental Turn’, in: Gardner S. and Grist M. (eds), Transcendental Turn, Oxford: Oxford University Press, 2015, p.20–34.

17. Allais L. Manifest Reality: Kant's Idealism and his Realism, Oxford: Oxford University Press Uk, 2015.

18. Ameriks R. Kant’s Idealism on a Moderate Interpretation, in: Schulting and Verburgt (eds), Kant’s Idealism: New Interpretations of a Controversial Doctrine, Dordrecht: Springer, 2011, p. 29–53.

19. Collins A. Possible Experience: Understanding Kant’s Critique of Pure Reason, California: University of California Press, 1999.

20. Hall B. Appearances and the Problem of Affection in Kant (Kantian Review, Vol.14, Issue 2 July 2010, p.38–66

21. Heidemann D. Kant and the forms of realism, in: Synthese, 2019, p.1–22

22. Hogan D. Noumenal Affection, in: Philosophical Review, Vol. 118, N.4, October 2009; p.501–532.

23. Horstmann R.-P. Bausteine kritischer Philosophie. Arbeiten zu Kant. Bodenheim: Philo, 1997.

24. Katrechko S. Kant’s Appearance as an Objective–Objectual Representation, in: Con–Textos Kantianos (Interna-tional Journal of Philosophy, №7, 2018(a), p.44–59; https://www.con-textoskantianos.net/index.php/revista/article/view/310].

25. Katrechko S.L. The Ambivalent Character of the Kantian Notion of the Appearance: Objective–Objectual (‘gegen-standlich’) Nature of the Appearances as “Objects of Experience” // Proceedings of the 13th International Kant Congress ‘The Court of Reason’ (Oslo, 6-9 August 2019). Ed. Camilla Serck-Hanssen and Beatrix Himmelmann. Berlin/Boston: Walter de Gruyter [forthcoming; 2021].

26. Rockmore T., In Kant's Wake: Philosophy in the Twentieth Century. London: Wiley Blackwell, 2006 (см. также: Rockmore T. Kant and Idealism. New Haven: Yale University Press, 2007).

27. Rosefeldt Т. Being realistic about Kant's idealism [forthcoming in: The Sensible and the Intelligible Worlds. New Essays on Kant’s Metaphysics and Epistemology / ed. by K. Schafer, N. Stang. Oxford : Oxford University Press; (https://www.academia.edu/44916851/Being_realistic_about_Kants_idealism).

28. Rod W. Erfahrung und Reflexion. Theorien der Erfahrung in transzendentalphilosophischer Sicht. Munchen, 1991.

29. Sacks М. Naturalism and the Transcendental Turn, in: Ratio, 2006. V.19, p.92–106

30. Vaihinger H. Commentar zu Kants "Kritik der reinen Vernunft", V.2. Stuttgart/Berlin/Leipzig: Union deutsche Verlagsgesellschaft, 1892, p.53.

31. Werkmeister W.H. The complementarity of phenomena and things in themselves, in: Synthese, 1981. V.47, № 2. p. 301–311.

32. Westphal K.R. Kant’s Transcendental Proof of Realism. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх