Кантовская "идея [проект] трансцендентальной философии"

 
Код статьиS123456780008967-4-1
DOI10.18254/S271326680008967-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 1
Аннотация

В настоящее время существуют несколько интерпретаций кантовской философии. Вместе с тем продолжают развиваться различные пост-кантианские модусы трансцендентальной философии. Какие из этих интерпретаций и модусов выражают «дух» кантовского трансцендентализма? Для экспликации идеи трансцендентальной философии Канта я выделяю два — методологический и метафизический — трансцендентальных сдвига, которые и предопределяют специфику кантовского трансцендентализма. Методологический трансцендентальный сдвиг, который постулируется Кантом в его дефиниции трансцендентальной философии [КЧР, B25] и представляет собой сдвиг от изучения предметов к исследованию априорных условий нашего познания. Этот сдвиг задает достаточно широкий спектр à la кантианских  концепций и предопределяет ре–трансцендентализацию (или трансценденталный поворот) современной философии. Метафизический трансцендентальный сдвиг, который соотносится с кантовским «коперниканским переворотом», связан с концептуальным расщеплением исходного предмета на вещь–саму–по–себе и предмет опыта  (resp. явление), что предполагает переход от изучения вещи–спс к явлению. Более точно, этот сдвиг выражается в трансцендентальной триаде «предмет (вещь–сама–по–себе)явлениепредставление», в которой явление опосредует отношение объективного предмета и субъективного представления.

Ключевые словаКант, трансцендентальная философия, ре-трансцендентализация, трансцендентальный сдвиг/поворот, дескриптивная метафизика
Источник финансированияДанное исследование проведено в рамках проекта «Кантовский проект дескриптивной метафизики: история и современное развитие», поддержанного грантом РФФИ (проект № 19–011–00925а).
Получено18.06.2020
Дата публикации06.07.2020
Кол-во символов67631
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Кантовская «идея [проект] трансцендентальной философии» [A1] 1 1. Мы рассматриваем данную статью в качестве нашего Манифеста трансцендентальной философии. Основой для него послужили наши тезисы [Катречко С.Л. О кантовской «идее трансцендентальной философии» //Трансцендентальный поворот в современной философии (3): природа (специфика) трансцендентальной философии. Сборник тезисов международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» / Oтв. ред. С.Л. Катречко. – Москва: Фонд ЦГИ, ГАУГН-Пресс, 2018, С.14–26. ( >>>> )].
2 О. Хёффе в своей книге «Кантовская критика чистого разума: основания современной философии»2, которую он начинает с цитаты А. Шопенгауэра о том, что кантовская Критика является величайшей книгой по философии из когда-либо написанных в Европе, пишет о ретрансцендентализации (ReTranscendentalising) современной философии, к которой он относит прагматизм Пирса, феноменологию Гуссерля, трактат «Бытие и время» Хайдеггера, «Логико-философский трактат» Витггенштейна, концепцию раннего Рассела и Поппера, аналитические философские концепции Селларса, Стросона, а также Куайна, Дэвидсона, Патнэма и др.3 Сходным образом Т. Рокмор в своей книге «Следуя Канту»4 рассматривает кантовский трансцендентализм как предтечу (resp. основание) таких известных философских течений ХХ в. как неокантианство (марбургская и баденская школа), американский прагматизм (Льюис, Дьюи, Пирс, Рорти), англосаксонская аналитическая философия (Рассел, Мур, Куайн, Патнэм, Дэвидсон), современная континентальная философия (феноменология Гуссерля и его последователи), а также марксизма и (нео)томизма. Вторит им и Р. Ханна, который пишет, что «ХХ в. — в лице двух своих основных традиций аналитической и континентальной философии — может быть назван пост–кантианским столетием»5. Все это говорит о том, кантовская концепция — это не просто одна из оригинальных философских концепций, а то, что Кант «стоит у истоков нового способа философствования» (М. Фуко)6 и, соответственно, развитый им трансцендентализм выступает парадигмой для широкого класса современных философских концепций, нацеленных на исследование нашего способа познания мира, ее концептуальной (категориальной) структуры. 2. Höffe O. Kant's Critique of Pure Reason: the Foundation of Modern Philosophy. Dordrecht: Springer, 2010.

3. Под ре-трансцендентализцией Хёффе понимает исследование [трансцендентальных] условий [возможности] знания, которые независимы от опыта [т.е. являются априорными], но которые вовлечены в опыт [Höffe O. Kant's Critique of Pure Reason: the Foundation of Modern Philosophy. Dordrecht: Springer, 2010, p.397, 399].

4. Rockmore T. In Kant's Wake: Philosophy in the Twentieth Century. London: Wiley Blackwell, 2006.

5. Hanna R. Kant in the twentieth century, in: D.Moran (Ed), Routledge Companion to Twentieth-Century Philosophy. London: Routledge, 2008, p.150.

6. Фуко М. Порядок дискурса //Его же. Воля к истине. М.: Касталь, 1996, с.87.
3 Нашей задачей является экспликация «главной идеи трансцендентальной философии» [A1]7, т.е. выявление основных черт кантовского проекта реформы метафизики, в которой на основе применения «измененного метода мышления» [BXVIII]8 предпринимается «попытка изменить прежний способ исследований в метафизике [и] совершить в ней полную революцию» [BXXII]9, т.е. осуществить кантовский «коперниканский переворот» [BXXII прим.]10. 7. Здесь и далее ссылки на кантовскую Критику [Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. 2. Ч.1, Ч.2] будем давать в общепринятой международной пагинации.

8. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. 2. Ч.1.

9. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. 2. Ч.1.

10. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. 2. Ч.1.
4 Предваряя последующее изложение, коротко выразим смысловое ядро кантовского трансцендентализма посредством следующей последовательности из пяти пунктов, где каждый последующий пункт является продолжением и развитием предыдущего: 1) эпистемологический поворот Нового времени (как общая предпосылка кантовской концепции); 2) формулировка в письме к Г. Герцу от 21.02.1772 ключевой метафизической проблемы — семантической проблемы соответствия предметов и представлений, которая в Критике трансформируется в «главный вопрос трансцендентальной философии» о возможности синтетических суждений a priori; 3) методологический трансцендентальный сдвиг от предметов к изучению нашего априорного способа познания, вводимый Кантом в его дефиниции трансцендентальной философии [В25]; 4) кантовский коперниканский переворот как постулируемый Кантом вектор решения проблемы соответствия из п.2; 5) метафизический трансцендентальный сдвиг, который проявляется как (1) концептуальное смещение «пространства» и «времени» из предметной (объективной) области в область априорных форм чувственности, т.е. развитие кантовского трансцендентального идеализма; и (2) как введение Кантом различения «вещь–сама–по–себе vs. явление», или трансцендентальной триады «предмет (вещь–сама–по–себе) — явление — представление», в рамках которой вводимый Кантом концепт явления опосредует собой отношение между предметом и представлением, тем самым, решая проблему соответствия из п.2.

всего просмотров: 1180

Оценка читателей: голосов 0

1. Kant I. Kants Gesammelte Schriften. Akademie Ausgabe. Berlin: Reimer, later de Gruyter, 1900ff.

2. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. 2. Ч.1, Ч.2.

3. Кант И. Избранные письма // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.8. М.: Чоро, 1994. С.463–590.

4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.4, М.: Чоро, 1994, с.5–152.

5. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.2, М.: Чоро, 1994, с.277–320.

6. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum), М.: Прогресс-традиция, 2000.

7. Катречко С.Л. Трансцендентализм Канта как трансцендентальная парадигма философствования // Кантовский сборник, 2014, №2 (48) с.10–25; http://journals.kantiana.ru/kant_collection/1775/5059/).

8. Катречко С.Л. О кантовской «идее трансцендентальной философии» // Трансцендентальный поворот в современной философии (3): природа (специфика) трансцендентальной философии. Сборник тезисов международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» / Oтв. ред. С.Л. Катречко. – Москва: Фонд ЦГИ, ГАУГН-Пресс, 2018, С.14–26; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35291698.

9. Катречко С.Л. Является ли кантовский трансцендентализм идеализмом? //Трансцендентальный поворот в современной философии (4): трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия соз-нания. Сборник тезисов международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной филосо-фии». Москва: Фонд ЦГИ, ГАУГН-Пресс, 2019, С.47–52; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39452806.

10. Катречко С.Л. Трансцендентальный анализ математики: конструктивный характер математической деятельности // Кантовский сборник. 2016. Т. 55. № 1. С. 16–33; https://journals.kantiana.ru/kant_collection/3091/8702/.

11. Катречко С.Л. (ред.) Трансцендентальный поворот в современной философии (материалы международных конференций, 2016 – 2019 гг.: (2016) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29024766; (2017) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30560011; (2018) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35240888; (2019) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41494716; (2020) https://www.academia.edu/42826929/.

12. Катречко С.Л. Природа явления в трансцендентализме Канта: семантико-когнитивный анализ // Кантовский сборник (научный журнал), 2018, Т.37, № 3. с.31–55; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36930196&.

13. Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии // Вопросы философии, 2005, №8. С.10–25.

14. Огурцов А.П. Философия науки: двадцатый век (в 3 тт.): Концепции и проблемы (Т.1): исследовательские программы. — СПб.: Изд. дом «Мир». С. 376–377.

15. Стросон П.Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики. Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2009.

16. Фреге Г. Смысл и значение // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. С. 25–49.

17. Фуко М. Порядок дискурса //Его же. Воля к истине. М.: Касталь, 1996.

18. Хауэлл Р. Кантовские предметы: проблемы и перспективы исследования // Кантовский сборник. 2008. № 1. С. 6–21.

19. Adickes E. Kants Lehre von der doppelten Affektion unseres Ichs als Schlussel zu seiner Erkenntnistheorie, Verlag von J.C.B. Mohr: Tubingen, 1929.

20. Allais L. Manifest Reality: Kant's Idealism and his Realism, Oxford: Oxford University Press, 2015.

21. Allison H. Kant's Transcendental Idealism: An Interpretation and Defense. New Haven and London: Yale University Press, Revised and Enlarged Edition, 2004.

22. Allison H. Transcendentalism Idealism: the 'Two Aspect' View, in: Bernard den Ouden (ed.) New Essays on Kant, New York: Peter Lang, 1987, p.155.

23. Ameriks R. Kant’s Idealism on a Moderate Interpretation, in: Schulting and Verburgt (eds), Kant’s Idealism: New Interpreta-tions of a Controversial Doctrine (Dordrecht: Springer, 2011), pp. 29–53.

24. Barker S.F. Appearing and appearances in Kant // The Monist. 1967. Vol. 51, № 3. Р. 426–441.

25. Bird G. The Revolutionary Kant: A Commentary on the Critique of Pure Reason, Chicago and La Salle: Open Court, 2006 (см. также более раннюю работу: Bird G. Kant’s Theory of Knowledge: An Outline of One Central Argument in the Critique of Pure Reason. London: Routledge & Kegan Paul, 1962).

26. Collingwood, R. G. [1940] An Essay on Metaphysics, revised edition with an introduction by Rex Martin. Oxford: Oxford University Press, 1988.

27. Forster E. Die 25 Jahre der Philosophie: Eine systematische Rekonstruktion. Frankfurt a. M.: Klostermann Rote Reihe, 2011 (см. также: Forster Eckart The Twenty-Five Years of Philosophy (A Systematic Reconstruction) (trans. by B.Bowman), Har-vard, 2012).

28. Gideon A. Der Begriff Transscendental in Kant's Kritik der reinen Vernunft, Marburgh, 1903.

29. Hanna R. Kant in the twentieth century. In: D.Moran (Ed), Routledge Companion to Twentieth-Century Philosophy. London: Routledge, 2008, p.149–203.

30. Hoffe O. Kant's Critique of Pure Reason: the Foundation of Modern Philosophy. Dordrecht: Springer, 2010.

31. Katrechko S.L. Kant’s Appearance as an Objective–Objectual Representation, in: Con–Textos Kantianos (International Journal of Philosophy), №7, 2018, pp.44–59; https://www.con-textoskantianos.net/index.php/revista/article/view/310.

32. Katrechko S.L. Transcendentalism as the Special Type of Philosophizing and the Transcendental Paradigm of Philosophy, in: Natur und Freiheit. Akten des XII. Internationalen Kant-Kongresses. Im Auftrag der Kant-Gesellschaft herausgegeben von Vi-oletta L. Waibel, Margit Ruffing und David Wagner unter Mitwirkung von Sophie Gerber. 5 Bande. Berlin/Boston 2018. B.1, 1073–1082.

33. Langton R. Kantian Humility: Our Ignorance of Things in Themselves. Oxford: Oxford University Press, 1998 (2001).

34. Oberst M. Two Worlds and Two Aspects: on Kant’s Distinction between Things in Themselves and Appearances // Kantian Review. 2015. Vol. 20, № 1. P. 53–75.

35. Piche C. Kant and the problem of affection, in; Symposium (Canadian Journal of Continental Philosophy), v.8, № 2, 2004, p. 275–297.

36. Pereboom D. Kant's Transcendental Arguments (SEP): http://plato.stanford.edu/entries/kant-transcendental/.

37. Rockmore T. In Kant's Wake: Philosophy in the Twentieth Century. London: Wiley Blackwell, 2006.

38. Rockmore T. Kant and Idealism. New Haven: Yale University Press, 2007.

39. Sacks М. Naturalism and the Transcendental Turn, in: Ratio, v.19, 2006, pp.92–106.

40. Sellars, W. Science and Metaphysics: Variations on Kantian Themes, Routledge & Kegan Paul Ltd; London, and The Hu-manities Press; New York, 1968.

41. Stern, R. (ed.) Transcendental arguments: problems and prospects, Oxford: Oxford University Press, 1999.

42. Stern R. Transcendental Arguments (SEP): https://plato.stanford.edu/entries/transcendental-arguments/.

43. Stapleford S. Kant's Transcendental Arguments: Disciplining Pure Reason, Continuum Publishing, 2008.

44. Strawson, P.F. The Bounds of Sense: An Essay on Kant's Critique of Pure Reason, London and New York: Routledge, 1966.

45. Trendelenburg A.F. Ueber eine Lucke in Kants Beweis von der ausschliessenden Subjectivetat des Raums und der Zeit. Ein kritisches und antikritisches Blatt // Historische Beitrage zur Philosophie. Band 3. Berlin: Verlag von G. Bethge, 1867. С. 215–276.

46. Vaihinger Н. Commentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, 2 vols., Stuttgart, Berlin, Leipzig: Union Deutsche Verlagsge-sellschaft, 1892, v. 2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх