Как возможно продуктивное взаимодействие современных философских традиций? (Сравнительный анализ концепций времени в трудах Б. Рассела и Л. Тенгели)

 
Код статьиS123456780010707-8-1
DOI10.18254/S0010707-8-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: 634061, Томск, Киевская ул., д. 60
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 2-3
Аннотация

В представленной статье сопоставляются точки зрения на время, сложившиеся в аналитической философии и в феноменологии и активно развивавшиеся Б. Расселом и Л. Тенгели. Цель исследования – выявить общий горизонт понимания времени в аналитической философии и феноменологии. Это позволит прояснить возможности продуктивного взаимодействия аналитической философии и феноменологии. Автор статьи полагает, что положительный ответ на этот вопрос может быть получен при условии проведения особого мысленного эксперимента. Эксперимент предполагает оценку восприятия времени в экстремальных обстоятельствах с точки зрения феноменологии и аналитической философии.

Ключевые словавремя, опыт, смысл, анализ, современная философия, компаративный подход
Получено27.12.2020
Дата публикации30.12.2020
Кол-во символов61499
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Введение. В представленной статье сопоставляются точки зрения на время, сложившиеся в аналитической философии и в феноменологии и активно развивавшиеся Б. Расселом1 и Л. Тенгели.2 В этом отношении важно отметить, что первая фигура классика аналитической философии в качестве представителя позиций данного направления вопросов не вызывает. Вместе с тем фигура безвременно ушедшего молодого феноменолога конца ХХ – начала XXI веков в качестве оппонента аналитической линии может показаться не равнозначной и выбранное направление исследований требует пояснений.

1. Russell B. Human knowledge: its scope and limits. London: Routledge, 2009.

2. Tengelyi L. The wild region in life-history. Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 2004.
2 Уточним, что Б. Рассел дал обобщенную картину аналитических представлений о знании, раскрыв там значение времени и источники получения знаний о нем. В современных условиях аналитики не создают настолько общих картин, ориентируясь на прояснения нюансов и тонкостей в области теории значения, философии языка, философии сознания и других вопросов. Это не значит, что в аналитической философии не создается общих концепций вообще.3 Не значит это и полное согласие с классиками (Л. Витгенштейном,4 Дж. Муром5 и др.). Скорее напротив, мало кто из аналитиков не критиковал основоположников. Но общность программы прослеживается, ибо установки на критицизм, опору на здравый смысл и анализ оснований аргументации в отношении той или иной группы знаний можно обнаружить уже в работах самих основоположников аналитической философии. Таким образом, если мы хотим обнаружить прогресс в изучении базовых тем, которыми занимаются в рамках данного направления, необходимо обращать внимание на новейшие работы. Но в случаях интереса к основополагающим способам постановки вопросов все-таки следует иметь в виду классиков. 3. Moore G.E. Philosophical studies. New York: Harcourt, Brace & Co., Inc.; London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd., 1922.

4. Wittgenstein L. Tractatus Logico-philosophicus. London: Routledge & Kegan Paul, 1922.

5. Moore G.E. Philosophical Studies. New York: Harcourt, Brace & Co., Inc.; London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd., 1922.
3 Легко увидеть, что Л. Тенгели выступил в качестве яркого представителя новейшей феноменологии, который активно развивал идеи Э. Гуссерля,6 М. Хайдеггера,7 П. Рикера8 и других основоположников и который предложил оригинальные интерпретации «дикого региона» в жизненной истории или жизни-истории (учитывая разные варианты прочтения англ. термина life-history9 и его нем. аналога Lebensgeschichte10). Предложенные интерпретации выступают итогом развития феноменологических исследований за сто последних лет. Построение исследований в феноменологии отличается от тех, что можно обнаружить в аналитической философии. Здесь мы не увидим дробления тем и(или) уничижительных высказываний молодых феноменологов о классиках. Трудно обнаружить в феноменологии что-либо подобное скептическим выводам, которые сделал, скажем С. Крипке в отношении положений Л. Витгенштейна по вопросу так называемого «парадокса следования».11 Совсем наоборот, с аналитической точки зрения можно выявить едва ли не дефицит критицизма в подаче классических идей в работах новейших феноменологов. Конечно, это не значит, что разбираемые ниже положения Л. Тенгели всего лишь дополняют идеи Э. Гуссерля или П. Рикера, как это может показаться на первый взгляд. Но совершенно точно, что традиция исследований отличается от то, которой придерживаются в аналитической философии. Если аналитики обязательно стремятся добиться прогресса и предлагают новые аргументы в старых спорах, тем самым часто замещая имеющиеся теоретические положения новыми более точными, то представители феноменологии действуют иначе. В феноменологии критика классических (для феноменологии) идей имманентна самим этим идеям. Л. Тенгели не старается доказать обязательную верность своих представлений, противопоставляя их представлениям Э. Гуссерлю или П. Рикера. Он просто мягко корректирует имеющиеся воззрения, скажем, на жизненный мир, жизненную историю и(или) темпоральность, развивая идеи предшественников. Поэтому феноменологическая линия исследований может быть названа так с полным правом, ибо это действительно «линия». Такая линия не обязательно образует прямую, но точно гарантирует непрерывность. В действительности это может привести к формированию исследовательских траекторий по типу замкнутых кривых. Другими словами, геометрическим образом, иллюстрирующим деятельность феноменологов, вполне может выступить окружность или даже шар (если подойти стереометрически). Впрочем уже в древности круговое движение и шарообразность относились к выражению мыслимого совершенства.12 Почему же и в современности следует действовать иначе? 6. Husserl E. Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewußtseins // Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung. Vol. 9. Halle a. d. S.: M. Niemeyer 1928.

7. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen: M. Niemeyer, 1979 (1927).

8. Ricoeur P. Life in quest of narrative // On Paul Ricoeur. Narrative and interpretation. Edited by D. Wood. London and New York: Routledge, 1991.

9. Tengelyi L. The wild region in life-history. Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 2004.

10. Tengelyi, L. Der Zwitterbegriff Lebensgeschichte. München: Fink, 1998.

11. Kripke, S. A. Wittgenstein on rules and private language: an elementary exposition. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1984.

12. Popper K. R. The world of Parmenides. London and New York: Routledge, 1998.

всего просмотров: 677

Оценка читателей: голосов 0

1. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen: M. Niemeyer, 1979 (1927).

2. Husserl E. Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewußtseins. In: Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung. Vol. 9. Halle a. d. S.: M. Niemeyer, 1928.

3. Kripke S. A. Wittgenstein on rules and private language: an elementary exposition. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1984.

4. Moore G. E. Philosophical studies. New York: Harcourt, Brace & Co., Inc.; London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd., 1922.

5. Moore A. W. Points of view. New York: Oxford University Press, 2000.

6. Popper K. R. The World of Parmenides. London and New York: Routledge, 1998.

7. Ricoeur P. Life in quest of narrative. In: On Paul Ricoeur. Narrative and Interpretation. Edited by D. Wood. London and New York: Routledge, 1991.

8. Russell B. Human knowledge: its scope and limits. London: Routledge, 2009.

9. Tengelyi L. The wild region in life-history. Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 2004.

10. Tengelyi L. Der Zwitterbegriff Lebensgeschichte. München: Fink, 1998.

11. Wittgenstein L. Tractatus Logico-philosophicus. London: Routledge & Kegan Paul, 1922.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх