Социальное настроение россиян: структура и влияние на помогающее поведение

 
Код статьиS013216250027776-6-1
DOI10.31857/S013216250027776-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: стажер-исследователь
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы29-40
Аннотация

Социальное настроение — комплексный индикатор, позволяющий опосредованно оценить эмоционально-рациональное восприятие населением экономических, политических и социальных процессов, происходящих в обществе, и их влияние на социальное самочувствие. Авторами рассмотрены четыре основных аспекта социального настроения современных россиян: оценка ситуации в стране; социальное самочувствие россиян; степень оптимизма; потенциал общественной солидаризации, включающий доверие и готовность к объединению с другими людьми. На основании данных всероссийского опроса, проведенного в сентябре 2022 г. (N = 2015) Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, выявлено, что в целом в российском обществе тогда преобладали позитивные социальные настроения. Кластерный анализ выявил шесть групп, отличающихся друг от друга с точки зрения четырёх вышеперечисленных аспектов. Изучение вовлечения представителей различных кластеров в волонтерскую деятельность и другие практики помогающего поведения показало, что есть связь социального настроения с помогающим поведением, которая опосредована воздействием других аспектов.

Ключевые словасоциальное настроение, социальное самочувствие, помогающее поведение, волонтерство
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики»
Получено02.10.2023
Дата публикации03.10.2023
Кол-во символов29198
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 198

Оценка читателей: голосов 0

1. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Эффект инерции в формировании социальных настроений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. №. 3 (83). С. 85–94.

2. Боченкова Н.А. Социальное настроение и его влияние на поведение населения // Социальная политика и социология. 2014. Т. 2. № 1 (102). С. 199–212.

3. Боченкова Н.А. Социальное настроение россиян в современных социально-экономических условиях // Вестник университета. 2012. № 13–1. С. 213–218.

4. Васильева О.В. Социальное настроение как генеральный индикатор позиции социального субъекта в обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2017. № 1–2 (61). С. 48–55.

5. Васильева О.В. Социологическое измерение социального настроения. Постнеклассический подход // Управление устойчивым развитием. 2019. № 5. С. 53–60.

6. Каминский В.С. Социальное настроение жителей Вологодской области в условиях экономического кризиса // Социологическая наука и социальная практика. 2016. Т. 4. № 2 (14). С. 21–39.

7. Каминский В.С. Социальное самочувствие населения Вологодской области в 2010-2015 гг. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016a. № 1. С. 136–147.

8. Кученкова А.В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения // Вестник РГГУ. Сер. «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 2 (4). С. 118–127.

9. Лушникова О.Л. Социальные настроения жителей монотерриторий Хакасии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 1. С. 173–183.

10. Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. 2010. №. 3. С. 45–49.

11. Морев М.В., Каминский В.С. Методологические особенности изучения социальных настроений на региональном уровне // Проблемы развития территории. 2013. Т. 5. № 67. С. 96–103.

12. Морев М.В., Каминский В.С. Социальное настроение: факторы формирования и территориальные особенности // Проблемы развития территории. 2014. Т. 4. № 4. С. 48–66.

13. Назаров М.М., Кублицкая Е.А. Социальные настроения в столичном мегаполисе: результаты сравнительного анализа // Наука. Культура. Общество. 2016. № 1. С. 171–188.

14. Саксудаева С.О. Основные характеристики социального настроения молодежи (на примере республики Бурятия) // Вестник Бурятского госуниверситета. Философия. 2009. № 6. С. 190–193.

15. Тихонова Е.В. Социальное настроение как индикатор восприятия населением социальной действительности // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3 (16). С. 12–16.

16. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение – феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 21–34.

17. Харченко С.В. Феномен и природа социального настроения // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. С. 168–170.

18. Черепанова М.И., Горбунова А.А., Сарыглар С.А. Социальное самочувствие населения как индикатор безопасноси и доверия в Алтайском крае // Society and Security Insights. 2020. Т. 3. №. 1. С. 90–101.

19. Conceição P., Bandura R. Measuring subjective wellbeing: A summary review of the literature // United Nations development programme (UNDP) development studies, working paper. 2008.

20. Diener E. Subjective well-being // Psychological bulletin. 1984. Vol. 95. No. 3. Р. 542–575.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх