Современные принципы интервьюирования детей: инклюзия, доверие, агентность

 
Код статьиS013216250026584-5-1
DOI10.31857/S013216250026584-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент департамента социологии, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции, НИУ «Высшая школа экономики»
Аффилиация: НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 7
Страницы63-74
Аннотация

На основании обзора литературы систематизированы основные методические принципы интервьюирования детей. Показано, как теоретические подходы изучения детства XX века и современный проект социологии детства сформировали методологические рамки для методических правил и приемов в развитии метода интервью с детьми. Показана связь между теоретическими подходами и развитием методик интервью. Признание интерсекциональности, множественности детства в глобальном мире, с одной стороны, рождает множество уникальных практик полевой работы, с другой – создает почву для выработки общих этических и методических подходов и принципов. Представлена систематизация этих принципов на разных этапах полевой работы: подготовка интервью, проведение и окончание поля. Выделены особенности реализации техник и этоса интервьюирования детей: разработка дружественного ребенку инструментария, информированное согласие родителей и создание доверительных отношений и ребенком и родителями, динамика ситуации интервью, постполевые отношения, правила репрезентации мира детства в научных статьях и политических документах. Вводится понятие методической инклюзии как совокупности обозначенных выше приемов, позволяющий адаптировать метод для изучения социальной группы, в данном случае, детей.

Ключевые словасоциология детства, метод интервью, методическая инклюзия, детская агентность, доверие в ситуации интервью, геймификация интервью, проективные техники, стимульный материал
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Дата публикации02.10.2023
Кол-во символов28154
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 185

Оценка читателей: голосов 0

1. Бардина С.М. «Дети, идиоты и сумасшедшие»: Томас Гоббс и проблемы современной социологии детства // Социология власти. 2019. № 31(1). С.14–29. DOI: 10.22394/2074-0492-2019-1-14-29.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-центр, Медиум, 1995.

3. Бесчасная А.А. Дихотомия «детства — взрослости» в представлениях детей (в контексте социально-экономического положения их родительских семей) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 133–145. DOI: 10.17805/zpu.2016.1.10.

4. Веселкова Н.В., Вандышев М.Н., Прямикова Е.В. Об основных векторах развития метода интервью // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 44–56.

5. Выготский Л.С. Трудные дети. Гл. 26 // Записные книжки. М.: Канон+, 2017. С. 449–523.

6. Дети и подростки в этносфере крупного российского города. Сб. ст. / Под ред. Е. Омельченко, Е. Лукьяновой. СПб.: Свое изд-во, 2015.

7. Ерпылева С. Рождаются ли дети социальными акторами? // Антропологический форум. 2019. Т. 42. С. 54–61.

8. Калабихина И.Е., Кучмаева О.В. Мониторинг участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы // Вопросы статистики. 2013. № 10. C. 29–35.

9. Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2(2). С. 151–174.

10. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.

11. Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62–69. DOI: 10.7868/S0132162518030066.

12. Майорова-Щеглова С.Н., Кривошеева П.Н. Представления школьников о политической жизни в России: опыт исследования проективными методиками // Народное образование. 2015. № 1452(9). С. 157–162.

13. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

14. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / Пер. с англ. Т.Н. Федоровской; под ред. С.А. Белановского. М.: Ин-т молодежи, 1991. URL: http:// socioline.ru/pages/rmerton-mfiske-pkendall-fokusirovannoe-intervyu (дата обращения: 22.07.2018).

15. Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. 2016. № 2. С. 132–135.

16. Никитина ден Бестен О. «Детство» в социальных науках: новые смыслы и новые подходы // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2009. №5. С.8–24.

17. Оберемко О.А., Терентьева Н.Н. Фокусированное интервью по Роберту Мертону: особенности и критерии эффективности метода // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 6. С. 74–90. DOI: 10.14515/monitoring.2018.6.04.

18. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-ое изд. СПб: Питер, 2018.

19. Савинская О.Б. ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Т. 15. № 1. С. 95–103. DOI: 10.19181/inter.2023.15.1.5.

20. Савинская О.Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77–85. DOI: 10.7868/S013216251803008X.

21. Солодникова Н.В. Особенности потребительского поведения подростков: социологический анализ // Вестник РГГУ Сер. «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 1. С. 105–118. DOI: 10.28995/2073-6401-2020-1-105-118.

22. Сэлф Б., Рязанцев А.П. Как провести интервью во время и после пандемии COVID-19 // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13(4). С. 9–27. DOI: 10.19181/inter.2021.13.4.1.

23. Томас У.А. Неприспособленная девушка // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. Вып. 3. № 50. С. 61–77. URL: https://iphras.ru/uplfile/reznik/sovet/bibl/1/Thomas1.pdf (13.01.2022)

24. Филипова А.Г., Ракитина Н.Э. Городская доброжелательность к детям: от неравенства к соучаствующему проектированию городской среды (на материалах городов Дальнего Востока). Владивосток: ДВФУ, 2017.

25. Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000.

26. Яшина М.Н., Жарикова А.В. Коммуникация в интервью с подростками на сенситивную тематику // Социологические исследования. 2023. № 5. С. 37–46. DOI: 10.31857/S013216250023705-8.

27. Adler EA., Adler E. Peer Power: Preadolescent Culture and Identity. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1998.

28. Ahern E.C., Van Meter F., Lamb M.E. A macro-coding perspective: Interviewer support and child comfort in investigative interviews with young alleged victims of sexual abuse // Children and Youth Services Review. 2018. No. 95(12). P. 361–367. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.11.013.

29. Brubacher S.P., Benson M.S., Powell M.B. et al. An overview of best practice investigative interviewing of child witnesses of sexual assault // Child Sexual Abuse / Ed. by Bryce I., Petherick W. Academic Press, 2020. P. 445–466. DOI: 10.1016/B978-0-12-819434-8.00022-2.

30. Corsaro W.A. The Sociology of Childhood. Thousand Oaks, CA: Pine Forge Press, 1997.

31. Fontana A., Frey J. The interview: From structured questions to negotiated text // Handbook of qualitative research / Ed by N.K. Denzin, Y.S. Lincoln. Thousand Oaks: Sage Publications, 1994. P. 645–672.

32. James A. Agency // Handbook of Childhood Studies / Ed by Qvortrup J., Corsaro W., Honig M.S. London: Palgrave MacMillan, 2009. P. 34–45.

33. James A. Giving voice to children’s voices: Practices and problems, pitfalls and potentials // American Anthropologist. 2007. No. 109(2). P. 261–272. DOI:10.1525/aa.2007.109.2.261.

34. Johnson H.B. From the Chicago school to the new sociology of children: The sociology of children and childhood in the United States, 1900–1999 // Advances in Life Course Research. 2001. No 6. P. 53–93. DOI: 10.1016/S1040-2608(01)80007-1.

35. Johnston V., Benedan L., Brubacher S., Powell M. The roles of child temperament and interviewer support on children reports of adult wrong DOIng // Personality and Individual Differences. 2021. No. 175(6). DOI: 10.1016/j.paid.2021.110732.

36. Lee J.A. Three Paradigms of Childhood // Canadian Review of Sociology and Anthropology. 1982. No. 19. P. 591–608.

37. Mavletova A. M., Gavrilov K. A., Tholmogorova T. Gamifying a web survey among adolescents: effects on understanding of risk, risk calculation, and ratio-bias // Journal of Risk Research. 2019. No. 22(12). P. 1532–1545. DOI: 10.1080/13669877.2018.1501592.

38. Morrow V., Richards M. The ethics of social research with children: An overview // Children and Society. 1996. No. 10. P. 90–105.

39. O’Reilly M., Parker N. DOIng mental health research with children and adolescents. A guide to qualitative methods. Thousand Oaks, CA: Sage, 2014.

40. Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of childhood? Provenance, promise, and problems // Constructing and reconstructing childhood / Ed. by James A., Prout A. Abingdon, UK: Routledge, 2015.

41. Reason P. Bradbury H. (eds). Handbook of action research: Participative inquiry and practice. London, UK: Sage, 2001.

42. Savinskaya O. One More Step in Childhood Research Discovering. Review. DOIng Mental Health Research with Children and Adolescents. A Guide to Qualitative Methods. By M.O’Reilly and N. Parker. Sage, 2014. // The Qualitative Report. 2016. No. 21(1). P. 6–-70.

43. Shaw C.R. The Jack-Roller: A Delinquent Boy’s Own Story, Chicago: University of Chicago Press, 1930.

44. Thrasher E M. The Gang: A Study of 1,313 Gangs in Chicago. Chicago: University of Chicago Press, 1927.

45. Wyness M. Childhood, culture and society in a global context Sage: Los Angeles (CA), 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх