Болонский опыт: успехи и сомнения

 
Код статьиS013216250025450-8-1
DOI10.31857/S013216250025450-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель Центра социологии образования и науки ИС ФНИСЦ РАН; профессор кафедры философии, социологии и права им. Г.С. Арефьевой НИУ «Московский энергетический институт»
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
НИУ «Московский Энергетический Институт»
Адрес: Москва, Россия
Должность: ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Москва, Россия
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 4
Страницы84-93
Аннотация

Ожидаемый формальный выход российского высшего образования из Болонского процесса ставит вопрос об оценке опыта, накопленного в этой сфере за два десятилетия. Актуален вопрос о возможности и целесообразности использовать этот опыт при дальнейшем развитии существующей системе образования. В статье использованы данные мониторинга   Болонского процесса в органах управления образованием, в высших и средних учебных заведениях, а также среди их администраций и профессорско-преподавательского состава. Конкретные данные получены в совместном исследовании Центра социологии науки и образования ФНИСЦ РАН и Центра социального прогнозирования (N=3677, октябрь 2021 г.) По трем  подвыборкам выпускников - бакалавриата, магистратуры, специалитета - проанализированы следующие показатели: трудоустройство по полученной специальности, ожидаемая и фактическая заработная плата, готовность к дополнительному и непрерывному образованию. Дана оценка и прогноз применимости в условиях современных российских реалий таких «болонских» практик, как создание исследовательских университетов, ЕГЭ, ГИФО, образовательное кредитование, внутристрановые образовательные миграции и межуниверситетские обмены, преодоление неравенств и доступность качественного  образования.

Ключевые словаболонский опыт, бакалавриат, магистратура, специалитет, трудоустройство выпускников, доступность качественного образования, исследовательские университеты, онлайн- и дистанционное образование, дополнительное и непрерывное образование
Получено02.05.2023
Дата публикации12.07.2023
Кол-во символов25604
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 239

Оценка читателей: голосов 0

1. Беляков С.А. Оценка вклада высшего и среднего профессионального образования в экономику российских регионов / С.А. Беляков, Т.Л. Клячко. М.: Издательство Дело, 2016.

2. Булатова Г.А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: аналитический обзор статистических данных и материалов исследований // Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. №3. С.14-20 DOI 10.14258/epb201981.

3. Бурганова И Н., Фарус О.А. Многоуровневое высшее образование в РФ: состояние и проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71, часть 1. С. 53-56.

4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: Центр социального прогнозирования, 2010.

5. Днепров Э.Д. Образование и политика (в 2 т.). М.: Мариос, 2006.

6. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX – начале XX века (в 2 т.). М.: Мариос, 2011.

7. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 102–105.

8. Добрынина М.В. Государственная политика в области инженерного образования: традиции и современность. М.: Триумф, Лучшие книги, 2019.

9. Каменский Е.Г. Коррупциогенные риски модернизации высшего образования в социокультурном контексте современной России: теоретический очерк // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. №2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/29KLSK221.pdf (дата обращения: 22.02.2023).

10. Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект «5-100»: некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. №1. С.100-116. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116.

11. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.И. Университеты в России: как это работает. М.: Издательский дом НИУ-ВШЭ, 2022.

12. Курбатова М.В., Донова И.В., Кранзеева Е.А., Леухова М.Г. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. 2022. Т.31. №1. С. 91–112. DOI: 10.17323/1811-038Х-2022-31-1-91-112.

13. Маликова В.В. Использование потенциала человеческого капитала предпенсионеров в решении задачи снижения безработицы и трудоустройства студентов и выпускников вузов: теоретические аспекты // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. №54. С.158-169. DOI: 10.17223/19988648/54/8.

14. Образование в цифрах. Краткий статистический сборник / Л.М.Гохберг ред. М.: Издательский Дом НИУ-ВШЭ, 2020.

15. Окунькова Е.А. Интегральная оценка высшего образования // Гуманитарные технологии и интеллектуальное лидерство. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 155-159.

16. Суходолов А.П., Анохов И.В., Михалёва Е.О. Университетская наука. Внутренние возможности стимулирования научной̆ деятельности в российских университетах // Экономика науки. 2019. №2. С. 129–142.

17. Трифанков Ю.Т. Вуз и российское общество: 30-90 годы XX века. / Трифанков Ю.Т., Рафиенко Е.Н. Брянск: Изд-во БГТУ, 2000.

18. Упоров И.В. Научно-педагогическая свобода и стандарты в вузах: проблема соотношения в рамках единого образовательного процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №8. С. 78–83.

19. Ширинкина Е.В., Кельчевская Н.Р. Система «Настройка образовательных структур» («Tuning of educational structures») при формировании единого образовательного пространства // Современное образование. 2020. №1. С. 33–52. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.1.3191.

20. Clarke M., Luna-Bazaldua D. Primer on Large-Scale Assessments of Educational Achievement. National Assessments of Educational Achievement;. Washington, DC: World Bank, 2021.

21. Kliucharev G. New Challenges in Adult Learning Policy in Russia / Post-school Education and the Transition from State Socialism / Ed. by James Muckle and W. John Morgan. Nottingham: Continuing education press, 1999.

22. Rado P. Transition in Education: Policy Making and the Key Educational Policy Areas in the Central-European and Baltic Countries. Budapest: Open Society Institute, 2001.

23. Rado P. Governing Decentralized Education Systems: Systemic Change in South Eastern Europe. Budapest: Open Society Institute, 2011.

24. World Bank. World Development Report — From Plan to Market. New York: Oxford Univ. Press, 1996.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх