Theodor Geiger. Images of Comradeship. Knowledge and Influence: A Review

 
PIIS013216250024200-3-1
DOI10.31857/S013216250024200-3
Publication type Review
Status Published
Authors
Affiliation:
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 1
Pages140-142
Abstract

      

Keywords
Received26.01.2023
Publication date15.03.2023
Number of characters8094
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Основное содержание книги Гайгера1 заключается в логической и эпистемологической классификации основных форм объединения людей (Gesellung2). Поэтому она является одной из работ по формальной социологии. По классификации Гайгера основными формами объединения являются, во-первых, взаимные связи между людьми, во-вторых, предметные образования или объективации, созданные людьми. Взаимные связи людей делятся на: группы («такие объединения, которые воплощают непосредственную, сущностную сплавленность людей в познавательном опыте»); пары; толпу; социальный слой. Объективации делятся на системы творчества и смысловые структуры (экономика, техника, религия, искусство, наука) и учреждения (целевые организации и их аппарат). Далее в книге дается тщательное деление каждой из этих форм объединения, их вариаций и промежуточных форм. Книга завершается очень интересным и убедительным исследованием сущности социологии как науки и ее методов. 1. Теодор Гайгер (Geiger, 1891–1952) – немецкий теоретик и исследователь социальной структуры общества, социолог политики.

2. Немецкий термин «Gesellung» многозначный и может быть переведен на русский язык как «товарищество», означающий позитивную оценку социальных отношений (подробнее см.: Сорокин П.А. Эксперименты в социологии. О степени выраженности некоторых проявлений товарищества (альтруизма) на деле и на словах в зависимости от социальной дистанции // Социологические исследования 2022. №. 1. С. 93–98). Здесь с учетом контекста он переведен на русский язык менее оценочным термином «объединение».
2 Немецким читателям уже известна социологическая позиция Гайгера. Гайгер с его учением находится где-то между формальной и понимающей социологией или, по его терминологии, недалеко от общественно-исторического способа рассмотрения социальных феноменов, примером которого являются сочинения Т. Литта3 и некоторых других авторов. Базовую позицию Гайгера можно проследить по следующей цитате из его книги: «Социологи старшего поколения и по большей части современные ищут социальные законы... Но не подлежит никакому сомнению, что общественные явления не могут быть предметом точного каузального исследования именно так... В области социологии... на место принудительной причинности заступает «мотив». Кто требует «точных объяснений» социальных фактов и явлений их причинами, не найдет их в современной немецкой социологии… Обществоведение прежде всего задает вопрос не «почему», а «что» и «как»? Поэтому мы можем говорить о «понимающей социологии», правда, не совсем в смысле Макса Вебера… Понимающая социология устанавливает типы, она полностью абстрагирует идеальный образ от вещных явлений». (Образ социальной группы, семьи, народов, объединений и так далее). Этот гештальт или тип «получается актом внутреннего созерцания, а именно: для него достаточно лишь одного-единственного переживания. Чтобы понять, что такое «любовь», мне не нужно выводить понятие любви из массы любовного опыта, лишь по одному характерному переживанию, называемому «любовью», я могу со всей отчетливостью определить сущность «любви» – и лишь посредство него» (S. 132–135). 3. Теодор Литт (Litt, 1880–1962) – влиятельный немецкий философ и педагог.
3 Вот основополагающее воззрение Литта и Гайгера. Пусть его лишь с трудом можно назвать новым, но все-таки оно ясное и убедительное. В основе этого метода старая связь формальной логики Аристотеля и столь же старого метода интроспекции в психологии.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 234

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up