Осинский И.И. Интеллигенция Тувы. XX век. Формирование, развитие, деятельность. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2022

 
Код статьиS013216250024044-1-1
DOI10.31857/S013216250024044-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Осинский И.И. Интеллигенция Тувы. XX век. Формирование, развитие, деятельность. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2022
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин
Аффилиация: Иркутский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Иркутск
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 3
Страницы157-159
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено07.04.2023
Дата публикации07.04.2023
Кол-во символов11014
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Монография представляет комплексный историко-социологический анализ процессов становления и развития интеллигенции в российском регионе. На протяжении последних пятидесяти лет под руководством профессора И.И. Осинского ведутся разносторонние исследования интеллигенции в Сибири, изучаются проблемы и особенности качественных изменений в ее составе. На их основе автор анализирует социальный состав, задачи и формы деятельности интеллигенции.
2 Представлена ретроспектива позиций в понимании и идентификации интеллигенции как важного элемента социальной структуры общества. Анализ генезиса понятия «интеллигенция» в русском языке с 1840–1860-х гг. до современных трактовок социологами, философами, культурологами позволил сформулировать автору следующие положения: «Во-первых, интеллигенция – это социальная группа, члены которой функционально заняты сложным умственным трудом; во-вторых, выполнение функций сложного умственного труда предполагает, как правило, наличие среднего специального и высшего образования; в-третьих, интеллигенты – это люди, обладающие общепризнанными развитыми культурно-нравственными качествами; в-четвертых, изменения, произошедшие в содержании, характере труда интеллигенции в советский и постсоветский период не привели к деформации сущностных признаков интеллигенции» (с. 29)1. Выделенные характеристики служат основанием следующей авторской дефиниции интеллигенции: «социальная группа, функционально занятая сложным умственным трудом, и обладающая общепризнанными развитыми духовно-нравственными качествами» (с. 29–30). 1. Ссылки на рецензируемую книгу указываются в круглых скобках.
3 Структура, деятельность и формы взаимодействия интеллигенции с населением в каждом регионе имеют свои особенности. Объект анализа Осинского — интеллигенция Тувы. Важно понимать, что эта группа в удаленных регионах пополняется исключительно из собственных ресурсов, иммиграция интеллигенции в национальные республики в XXI в. несостоятельна, наоборот, наметились и укоренились тенденции эмиграции в более западные территории и центр страны. Восполнение потерь интеллигенции в условиях ее общей депопуляции – наиважнейшая задача региональной власти, поскольку, по меткому выражению автора, «национальная интеллигенция является своего рода интеллектуальной лабораторией, в которой помимо чисто культурных ценностей, создаются формы и типы национальной гражданственности и политического устройства» (с. 31).
4 В монографии четыре главы, объединенные логикой исследования условий становления и формирования интеллигенции в ТНР, вхождения в состав СССР и анализа социальных источников пополнения интеллигенции, а также сфер ее деятельности.
5 Автор анализирует условия переплетения патриархально-феодальных и капиталистических отношений в регионе с доминированием в экономике сельского хозяйства и экстенсивного кочевого скотоводства (глава 1). Экономический подъем в регионе связывают с российским протекторатом, с разрушением замкнутости тувинской экономики. Позитивный характер социокультурных взаимодействий русских и тувинцев автор также связывает с наличием общих установок на уважительное отношение к инокультурным проявлениям и общностью христианских и ламаистских религиозных правил. Непротивление злу насилием и веротерпимость обусловили позитивный характер межкультурных контактов в регионе. Конструктивное содержание диалога автор объясняет и особой духовностью кочевой культуры тувинцев на основе «народного мировоззрения (интуитивный материализм, народные знания и мифопоэтическое сознание), социального сознания и культуры взаимного общения (этикет, досуг, нравственность)» (с. 39).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 276

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх