А что на самом деле происходит в сфере культуры?

 
Код статьиS013216250023175-5-1
DOI10.31857/S013216250023175-5
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный руководитель социологического факультета; главный научный сотрудник
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент кафедры теории и истории социологии
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 1
Страницы161-166
Аннотация

Раскрываются значимость, актуальность, теоретическая и идеологическая востребованность монографии «На переломе веков: социодинамика российской культуры» в современных условиях геополитического выбора России. Оценивается предложенный авторами анализ состояния и тенденций развития культуры как социального феномена и социологической категории. Обращено внимание читателей на краткий, обстоятельный анализ становления российской социологии культуры, начиная с ХIХ в. Отмечаются усилия авторов по уточнению понятийного аппарата этой области знаний в сопоставлении с мнениями и предложениями коллег-исследователей. Рассмотрена авторская интерпретация культурных трансформаций конца ХХ – начала ХХI вв., основанная на обобщении данных многолетних социологических исследований ведущих исследовательских центров страны, и имеющая важное значение для обогащения теоретико-методологических оснований исследования культуры и для использования в культурной политике государства. Повышает интерес к данной книге и показ дискуссионных трактовок культуры, среди которых особое значение приобретают оценки путей и методов модернизации отечественной культуры. На основе представительных эмпирических исследований авторы выделяют общекультурные тренды, культурные предпочтения, проблемы художественного творчества. Вместе с тем они дают оценку негативным процессам, приводящим к деформации культурного пространства: влиянию либеральной идеологии, постмодернизму, коммерциализации, вестернизации, примитивизации и лже-творчеству.

Ключевые словакультура, социология культуры, социодинамика российской культуры, культурные трансформации, коммерциализация, вестернизация и дегуманизация культуры
Получено29.01.2023
Дата публикации15.03.2023
Кол-во символов13307
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Необходимость в подобной работе назрела давно. Как не может показаться странным, но внимание к культурной сфере жизни общества в общетеоретическом и методологическом плане было осуществлено всего несколькими авторами советского периода или первого этапа становления новой России [Ионин, 2000; Коган, 1992, 2009; Маршак, 2007; Шендрик, 2005].
2 Этот фундаментальный труд1 – результат многолетних теоретических изысканий и прикладных социологических исследований авторов в «социокультурном поле» – имеет ключевое значение для осмысления путей развития отечественной социологии культуры как в теоретико-методологическом, так и в идеологическом отношении. Анализируются проблемы социодинамики российской культуры за последние 30 лет. В этом есть определенное преимущество книги, хотя рассмотрение темы в историко-социологическом плане не завершено. 1. Горшков М.К., Комиссаров С.Н., Карпухин О.И. На переломе веков: социодинамика российской культуры. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 703 с.
3 Отметим две важные особенности монографии: авторы опирались на мощную теоретическую базу в лице отечественных философов – А.И. Арнольдова, В.Е Давидовича, М.Т. Иовчука, В.А. Лекторского, В.М. Межуева, Э.С. Маркаряна и др., и уделили большое внимание исследованиям отдельных проблем культуры. Отметим некоторые их использованных работ: по истории культуры [Иконникова, 2001], социологии сельской культуры [Кудрина и др., 1992], социологии молодежи [Зубок, Чупров, 2020], социологии кино [Жабский, 2020], социологии литературы и искусства [Фохт-Бабушкин, 2001; Вахметса, Плотников, 1968; Сущий, 2021; Цукерман, 1972], социологии архитектуры [Глазычев, 2008; Вильковский, 2010], чтения [Бутенко, 1997] и многие др. Такой подход несомненно обогатил теоретические и методологические установки авторов, показывая реальную жизнь различных социальных общностей и групп, различные формы и виды массовой и художественной культуры. Не претендуя на анализ всех поднятых проблем, остановимся на тех, которые, на наш взгляд, обязательно привлекут внимание читателя.
4 Авторы подробно и аргументированно остановились на ключевой проблеме места социологии в системе наук о культуре: систематизированы различные интерпретации культуры, дана эволюция идей и представлений о российской культуре конца ХХ – начала ХХI вв. (с. 37–64), обобщаются данные многолетних социологических исследований по теме. Подробно описаны основные поиски в становлении и развитии социологии культуры, представлены фактически все отечественные исследователи и многие зарубежные ученые, которые внесли значительный вклад в данную область научного знания. Большое внимание уделяется кардинальному переосмыслению роли и значения культуры в современном обществе. Авторы утверждают, что не политика и не экономика, а именно культура как «ценностная и смыслообразующая основа российского мироустройства» определяет лицо современного общества (с.7).
5 Первый раздел монографии полностью посвящен анализу предметного поля социологии культуры. Очевидно, в рамках авторской позиции «культурой» называются не любые практики человеческого взаимодействия, а лишь те, что связаны с созиданием, развитием творчества, гуманизма. В этом кроется существенное различие между расширяющейся практикой использования так называемой культуральной социологии или культур-социологии, которая наиболее полное выражение нашло в произведениях Дж. Александера и в известном смысле в работах Л.Г. Ионина. Суть этой интерпретации сводится к тому, что культура пронизывает все без исключения сферы общественной жизни. Однако при таком подходе практически исчезает различие между понятиями «общество» и «культура». Вместе с тем авторы не исключают, что нет непреодолимых границ между культурой и другими сферами жизни общества. Поэтому вполне логично, что в монографии осуществлено рассмотрение социально-экономических условий развития культуры, политические, социальные и идеологические факторы культурной динамики.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 557

Оценка читателей: голосов 0

1. Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе ХХ в.: социологические аспекты. М.: Наука, 1997.

2. Вахметса А.Л., Плотников С.П. Человек и искусство (Проблема конкретно-социологического исследования искусства). М.: Мысль, 1968.

3. Вильковский М. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010.

4. Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008.

5. Дамберг С.В., Семенков В.Е. «Социология культуры» Леонида Ионина и современная идеология культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том. II. № 3 С. 169–175.

6. Жабский М.И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы. М.: Канон- РООИ, 2020.

7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М.: Норма, 2020.

8. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. Идеи и судьбы: Учеб. пособ. СПб.: Питер, 2001.

9. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.

10. Коган Л.Н. Личность. Культура. Общество. Работы 1988–1997 гг. / Под ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Маска, 2009.

11. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1992.

12. Кудрина Т. А., Шендрик А.И., Комиссаров С.Н. Культура села: проблемы возрождения. М., 1992.

13. Маршак А.Л. Социология культурно-духовной сферы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2007.

14. Сущий С.Я. Русская литература советского периода // Социологические исследования. 2021. № 2. С.112–129.

15. Тощенко Ж.Т. Кентавр-культура: современные лики // Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема (опыт философского и социологического анализа). М.: Новый хронограф, 2011. С.225–243.

16. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей: Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология. СПб.: Алетейя, 2001.

17. Цукерман В.С. Музыка и слушатели.: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972.

18. Шендрик А.И. Социология культуры: Учеб. пос. М.: Юнити, 2005.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх