Цифровизация психологической помощи: факторы и тенденции (на примере Санкт-Петербурга)

 
Код статьиS013216250023035-1-1
DOI10.31857/S013216250023035-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант, лаборант-исследователь, Ресурсный центр «Центр социологических и интернет- исследований», Санкт-Петербургский государственный университет
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии, и. о. директора, Ресурсный центр «Центр социологических и интернет- исследований», Санкт-Петербургский государственный университет
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Специалист, Ресурсный центр «Центр социологических и интернет- исследований», Санкт-Петербургский государственный университет
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 7
Страницы53-62
Аннотация

Рассматриваются установки и практики петербуржцев относительно получения дистанционной психологической помощи в Интернете. Активное распространение психологических услуг через Интернет предлагается в качестве эффективной стратегии для улучшения доступа к профессиональной помощи путем преодоления структурных и/или региональных барьеров. Изучение материалов телефонного опроса весной 2022 г. в Санкт-Петербурге (N = 1200) показало, что практика обращения за психологической помощью является распространенной: более трети жителей Санкт-Петербурга когда-либо обращались к специалисту, из обратившихся четверть получала помощь дистанционно. В 2022 г. заметен резкий рост потребности в психологической помощи. На использование цифровых практик получения психологической помощи влияют преимущественно социальные предикторы: возраст, наличие несовершеннолетних детей, а также опыт окружения в обращении за психологической помощью. В то же время фактор стигматизации психологической помощи на данный момент амбивалентен и не может выступать ключевым предиктором.

Ключевые словацифровые практики, дистанционная психологическая помощь, цифровизация, стигматизация
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках НИОКТР № 121062300141-5. Авторы выражают благодарность главному специалисту Ресурсного Центра СПбГУ Н.М. Усачёвой за расчет показателей для регрессионных таблиц и за помощь в первичной обработке базы данных.
Получено12.11.2022
Дата публикации02.10.2023
Кол-во символов26584
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 155

Оценка читателей: голосов 0

1. Вилюжанина Т.А. Особенности психологического консультирования онлайн // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. 2020. № 1. С. 123–132.

2. Гартфельдер Д.В. Дистанционная психологическая помощь: обзор современных возможностей и ограничений // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016. Т. 12. № 2. С. 77–96.

3. Иванов В.Г., Николаев Е.Л. К вопросу о психологическом консультировании в сети Интернет // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54 (5). С. 326–332.

4. Казанцева Т.В., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Обращение за профессиональной помощью в сфере психического здоровья: концептуализация понятия и анализ предикторов // Петербургский психологический журнал. 2019. № 28. С. 88–117.

5. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете. М.: «Спутник+», 2010.

6. Apolinário-Hagen J., Vehreschild V., Alkoudmani R. (2017) Current Views and Perspectives on E-Mental Health: An Exploratory Survey Study for Understanding Public Attitudes Toward Internet-Based Psychotherapy in Germany. JMIR Mental Health. Vol. 23. No. 1. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28232298/ (accessed 22.10.2022).

7. Best P., Gil-Rodriguez E., Manktelow R., Taylor B.J. (2017) Seeking Help From Everyone and No-One: Conceptualizing the Online Help-Seeking Process Among Adolescent Males. Qualitative health research. Vol 26. No. 8: 1067–1077.

8. Biddle L., Donovan J., Sharp D., Gunnell D. (2007) Explaining non-help-seeking amongst young adults with mental distress: a dynamic interpretive model of illness behaviour. Sociology of health & illness. Vol. 29. No. 7: 983–1002.

9. Goffman E. (1963) Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. London: Penguin [1990].

10. Lal S., Adair C. (2014) E-mental health: a rapid review of the literature. Psychiatr Serv. Vol. 65. No. 1: 24–32.

11. Lynch L., Long M., Moorhead A. (2018) Young Men, Help-Seeking, and Mental Health Services: Exploring Barriers and Solutions. American Journal of Men’s Health. Vol. 12. No. 1: 138–149.

12. Sedlander E., Barboza K.C., Jensen A. et al. (2018) Veterans' Preferences for Remote Management of Chronic Conditions. Telemedicine and e-Health. Vol. 24. No. 3: 229–235.

13. Schröder J., Sautier L., Kriston L., Berger T., Meyer B., Späth C. et al. (2015) Development of a questionnaire measuring attitudes towards psychological online interventions-the APOI. J Affect Disord. Vol. 187. No. 15: 136–141.

14. Venkatesh V., Morris M., Davis G., Davis F. (2003) User Acceptance of Information Technology: Toward a Unified View. MIS Quarterly. Vol. 27. No. 3: 425–478.

15. Warner J. (2009) The Sociology of Mental Health: A Brief Review of Major Approaches. Sociology Compass. No. 3: 630–643.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх