Социальное предпринимательство в России: уроки выборочных эмпирических исследований (2008–2021)

 
Код статьиS013216250020292-4-1
DOI10.31857/S013216250020296-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Москва, Россия
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Москва, Россия
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы42-54
Аннотация

Статья посвящена анализу проблематики и оценке результатов эмпирических исследований социального предпринимательства в России, начиная от первых лет его изучения в 2008 г. до исследования 2021 г., которое обозначило альтернативы в его развитии. Показано, как развивалось научное знание о социальном предпринимательстве до настоящего времени, и какие противоречия привели к сегодняшнему состоянию неопределенности в России. Сделаны выводы о барьерах формирования социальных предпринимателей как социальной группы, что связано как с их характеристиками, готовностью к социальным изменениям и лидерству в развитии локальных сообществ, так и с институциональным контекстом, в котором значительную роль играет государство.

Ключевые словасоциальное предпринимательство, социальное предприятие, предприниматели, НКО, эмпирические исследования
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ, проект № 20–511–00047.
Получено27.12.2022
Дата публикации27.12.2022
Кол-во символов34959
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 387

Оценка читателей: голосов 0

1. Арай Ю. Бизнес–модели в социальном предпринимательстве: подход к построению типологии // Российский журнал менеджмента. 2018. № 16 (2). С. 253–272.

2. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / ГУ–ВШЭ. Науч. рук. А. Московская / Препринт WP–1/2008/02. Сер. «Институциональные проблемы российской экономики». М., 2008.

3. Богуславская С.Б., Кузьмина К.А., Рождественская Н.В. Социальное предпринимательство как драйвер развития социокультурной среды малых территорий // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 1. С. 85–100.

4. Климова С.Г., Климов И.А. Модернизационные эффекты социального предпринимательства // Петербургская социология сегодня – 2015: Сб. науч. тр. Социологического института РАН. Вып. 6. СПб.: Нестор–История, 2015.

5. Московская А.А., Берендяев А.А., Москвина А.Ю. Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 31–51.

6. Попова И.П. Профессионализация через социальное предпринимательство: создание новых компетенций в сфере театральной педагогики // Мир России: Социология, этнология. 2012. № 3. С. 80–99.

7. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / Отв. ред. А.А. Московская. М.: ГУ ВШЭ, 2011.

8. Социальный предприниматель – 2018. Автопортрет. Краткий аналитический отчет по результатам исследования / Исследовательская группа ЦИРКОН, Social Business Group, при участии Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ. При поддержке Фонда «Наше будущее» и Рыбаков Фонда. М., 2018.

9. Шубина Л., Задорин И., Мойсов В., Халкина Е., Хомякова А. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. Итоговый аналитический отчет. ЦИРКОН. 2013. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/e4e/Portret_SP_Otchet.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

10. Alvord S.H., Brown D.L., Letts C.W. Social entrepreneurship and societal transformation: An exploratory study // Journal of Applied Behavioral Science. 2004. № 40(3). P. 260–282.

11. Aygören H. Research in Social Entrepreneurship: From Historical Roots to Future Routes // Phan Ph.H., Kickul J., Bacq S., Nordqvist M. (eds) Theory and Empirical Research in Social Entrepreneurship. The Johns Hopkins University series on Entrepreneurship. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2014.

12. Bacq S., Janssen F. The multiple faces of social entrepreneurship: A review of definitional issues based on geographical and thematic criteria // Entrepreneurship & Regional Development. 2011. № 23. Vol. 5–6. P. 373–403.

13. Dart R. The legitimacy of social enterprise // Nonprofit Management & Leadership. 2004. Vol. 14. No. 4. P. 411–424.

14. Dees J.G. The Meaning of Social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social entrepreneurship. Duke University's Fuqua School of Business, 2001 (revised vers.).

15. Defourny J., Nyssens M. Conceptions of Social Enterprise and Social Entrepreneurship in Europe and the United States: Convergences and Divergences // Journal of social entrepreneurship. 2010. Vol. 1. № 1. P. 32–53.

16. Doherty B., Haugh H., Lyon F. Social enterprises as hybrid organizations: A review and research agenda // International Journal of Management Reviews. 2014. № 16. P. 417–436.

17. Hockerts K. How Hybrid Organizations Turn Antagonistic Assets into Complementarities. California management review. 2015. Vol. 57. № 3. P. 83–106.

18. Huybrechts B., Nicholls A. Social entrepreneurship: definitions, drivers and challenges // Volkmann C.K., Tokarski K.O., Ernst K. (eds) Social Entrepreneurship and Social Business. An Introduction and Discussion with Case Studies. Wiesbaden: Springer Gabler, 2012.

19. Leadbeater Ch. The rise of the social entrepreneur. Demos, UK, 1997.

20. Mair J., Battilana J., Cardenas J. (2012) Organizing for Society: A Typology of Social Entrepreneuring Models // Journal of Business Ethics. 2012. № 111. P. 353–373.

21. Mair J., Martí I. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight // Journal of World Business. 2006. № 41. P. 36–44.

22. Mair J., Mayer J., Lutz E. Navigating Institutional Plurality: Organizational Governance in Hybrid Organizations // Organization Studies. 2015. Vol. 36(6). P. 713–739.

23. Mair J., Schoen O. Successful social entrepreneurial business models in the context of developing economies: An explorative study // International Journal of Emerging Markets. 2007. № 2. P. 54–68.

24. Oberemko O.A., Moskovskaya A.A., Chernyshova M.V. Dependent and Independent social enterprises: a comparative study of organizations in international perspective CIRIEC 4th International research conference «Social economy on the move... at the crossroads of structural change and regulation»: Papers and Presentations 25. October 2013. URL: http://mpra.ub.uni–muenchen.de/54893/ MPRA Paper No. 54893 (дата обращения: 01.09.2022).

25. Teasdale S. What's in a Name? Making Sense of Social Enterprise Discourses // Public Policy and Administration. 2012. Vol. 27 № 2. P. 99–119.

26. Verkhovskaia O., Dorokhina M. With participation by Shirokova G., Tsyganova N., Aray Iu. Global Entrepreneurship Monitor. Report. Russia, 2009. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/751/1/GEM_2009_eng.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх