Участие студенчества в социокультурном развитии города: проблемы социокультурной субъектности (на материалах международного исследования)

 
Код статьиS013216250018512-6-1
DOI10.31857/S013216250018512-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент факультета коммуникационных наук
Аффилиация: Политехнический университет
Адрес: Румыния, Тимишоара
Аффилиация: Уральский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация
Должность: профессор
Аффилиация: Уральский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 5
Страницы101-113
Аннотация

Статья посвящена проблеме социального участия студенчества в развитии городов России и ряда постсоветских стран, написана по результатам опроса студентов университетов России, Армении, Польши и Румынии, проведенном в 2020 году (выборка целевая, №-1272). В ней раскрывается характер субъектности молодежи, участвующей в развитии региональных городов сравниваемых стран. Изучается готовность молодежи к участию и реальная включенность студенчества в социокультурную деятельность, городские и социальные проекты. Оценивается субъективное восприятие городской молодежью культурного потенциала и перспектив территориального развития, понимание студентами разных стран ответственности и роли своей социальной активности в том городе, где они родились и выросли. Межстрановое сравнение показало различие моделей социокультурной субъектности молодежи, формирующейся и реализуемой в городской среде. Для российской молодежи характерна преимущественно «эскапистская» модель субъектности с низким уровнем готовности к социальному участию и отсутствием опыта такой деятельности. В Армении доминируют две модели: «активная» с высоким уровнем готовности и реальной вовлеченности, а также модель «потенциального развития». Более выражена ориентация молодых армян на организованные извне формы управления участием. В Польше уровень социального участия среди студентов значительно выше, чем в других странах, но оно преимущественно пассивное. Румынские студенты демонстрируют актуализированную «активную» модель социокультурной субъектности. При этом потенциал для ее развития невысок.

Ключевые словасоциальное участие; молодежное участие; развитие городов, студенчество, субъектность, идентичность
Получено08.02.2022
Дата публикации21.06.2022
Кол-во символов34915
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 515

Оценка читателей: голосов 0

1. Антонова Н.Л., Абрамова С.Б., Полякова В.В. Право на город: повседневные практики молодежи и партисипация в производстве городского пространства // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 443–462.

2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Угрозы в трансформирующейся среде обитания как фактор социальных рисков: прогнозирование и регулирование // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 57–67.

3. Кисиленко А.В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. № 4 (1). С. 63–71.

4. Литвина С.А., Муравьева О.И. Опросник идентичности с городом: разработка, валидизация, проверка надежности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 1. С. 73–91

5. Луков В.А., Луков С.В. Субъектность молодежи в процессах социализации и инкультурации // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 1. С. 3–20.

6. Никовская Л.И., Скалабан И.А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // ПОЛИС. Политические исследования. 2017. № 6. С. 43–60.

7. Озерина А.А. Городская идентичность как социально-психологический феномен // Вестник Волгоградского государственного университета. 2016. №4 (34). С. 135–139.

8. Ушамирский А.Э. К проблеме субъектности молодежи// Россия: тенденции и перспективы развития. 2016. № 11. С. 628–630.

9. Шкурко Т.А., Балакина А.А. Социально-психологические особенности отношений к другим людям и отношение к городу жителей мегаполиса, большого и малого городов. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014.

10. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4. С. 158–181.

11. Cahill H., Dadvand B. Re-conceptualising Youth Participation: A Framework to Inform Action // Children and Youth Services Review. 2018. №. 95. P. 243–253.

12. Huntington S. Who are we? The Challenges to American’s National Identity. New York: Simon & Schuster, 2004.

13. Lalli M. Urban-related identity: Theory, measurement, and empirical findings. Journal of Environmental Psychology. 1992. № 12 (4). P. 285–303.

14. Lawler S. Identity. Sociological perspectives. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity press, 2014.

15. Michels A. Citizen Participation in Local Policy Making: Design and Democracy // International Journal of Public Administration. 2012. № 35 (4). P. 285–292.

16. North D. C, Wallis J. J., Weingast B. R. Violence and Social Orders: A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2009.

17. Ostrom E. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

18. Paolini G., Horváth A., Motiejūnaitė А. Situation of Young People in the European Union Commission. Brussels: EС, 2018.

19. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior. Psychology of intergroup relations. Chicago: Chicago univ. press, 1986.

20. Wirth L. Urbanism as a way of life // The American Journal of Sociology. 1938. № 44 (1). P. 1–24.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх