Stewart J. RICHARD TITMUSS: A COMMITMENT TO WELFARE. Bristol: Policy Press, 2020. 585 p.

 
PIIS013216250017372-2-1
DOI10.31857/S013216250017372-2
Publication type Review
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Theory and History of State and Law, Constitutional Law of the Novosibirsk State University
Affiliation: Novosibirsk State University
Address: Novosibirsk, 1, Pirogova str., 630090
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 2
Pages168-170
Abstract

The review reveals the key milestones in the creative, professional and life path of Richard Morris Titmuss, which became the subject of research by John Stewart. British sociologist of the welfare state is seen as the academic driver of social well-being and the creator of the discipline of "social administration"

KeywordsRichard Titmuss, social policy, social administration, social welfare, social solidarity
Received08.11.2021
Publication date18.03.2022
Number of characters15092
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Stewart J1. (2020) Richard Titmuss: A Commitment to Welfare. Bristol: Policy Press. 585 pp. ISBN 978-1-4473-4107-9 ePdf 1. Джон Стюарт (John Stewart) – заслуженный профессор истории здравоохранения Каледонского университета Глазго. Он автор многих работ по истории социального обеспечения особенно в Великобритании, Шотландии и Новой Зеландии.
2 В современных условиях критической переоценки успехов и перспектив государства всеобщего благоденствия2, когда «золотой век послевоенного капитализма» затмился и, как отмечает Гёста Эспинг-Андерсен, «один за другим те составные элементы, которые когда-то обеспечивали гармонию и счастье, скатываются в необратимый кризис и распад» [Esping-Andersen, 1999: 1], обращение к биографии основоположника социального управления и «академического драйвера» социального благополучия Ричарда Морриса Титмусса (1907–1973) предоставляет шанс для раскрытия важной стороны исторической памяти и сохраняет надежду на востребованность идей социального благополучия для будущих поколений. Книга станет несомненным событием в научной биографии Р. Титмусса и первым полномасштабным его жизнеописанием, которое, конечно, учитывает труды предшественников (например, новаторскую работу Дэвида Райзмана, впервые опубликованную в 1977 году и переизданную в 2001 г.) (Reisman 2001), и вместе с тем создает широкую палитру становления Р. Титмусса как сторонника социальной политики и социального обеспечения, скрупулёзную картину его профессиональной деятельности («силы и влияния»), взгляды и наследие, которые требуют современного внимания [Titmuss, 1955, 1967a, 1967b, 1968, 1971]. Один из докладов Р. Титмусс подготовил для Круглого стола по социальному обеспечению и социальному обслуживанию в городе Ленинград (май 1967 г.) [Titmuss, 1967a]. Научное и профессиональное наследие Р. Титмусса, представленное в рецензируемой книге в виде «философии благосостояния» (p.546-553), оставалось востребованным и в 60-е годы [Wilding, 1976], и в 70-е годы XX века [Mishra, 1986], а также в современный период [Rapport, Maggs, 2002] (например, переосмысление теории дарения при донорстве крови). Под влиянием творческого наследия Р. Титмусса появилось множество работ, в которых анализируется социальная политика с точки зрения идеологий или моделей благосостояния и сочетающих в себе объяснительный (научный) и нормативный (или ценностный) компоненты. Как отмечают исследователи, у дисциплины социального управления появилась и стала расширяться «собственная территория» с набором нормативных и научных вопросов [Mishra, 1986: 28-29]. Наследие Р. Титмусса вдохновляет исследователей на выявление «теневых сторон» государства всеобщего благосостояния в современной Великобритании, например в работе П. Сломана 2019 года «Трансферное государство: идея гарантированного дохода и политика перераспределения в современной Великобритании» [Sloman, 2019]. Автор книги основывается на внушительной источниковедческой базе: на книгах и статьях самого Р. Титмусса, на публикациях и интервью с теми, кто его знал; в книге обсуждаются идеи Р. Титмусса, особенно те, которые касаются принципов альтруизма и социальной солидарности, а также его роль в политике и академических кругах как в Великобритании, так и за ее пределами. В книге представлен многогранный и вместе с тем поучительный портрет человека, который углубил наше понимание социальных проблем, а также политики, которая наиболее эффективно на них реагирует. Книга вызовет несомненный интерес и в плане истории становления и развития социального управления и социальной политики в Великобритании, и как неповторимый пример усилий ученого по формированию академической дисциплины в сфере социальной политики и социального благополучия. Еще в 1973 году Р. Титмусс был назван «одним из самых замечательных среди людей нашего времени» [Martin, 1974: 3]. По мнению исследователей, Р. Титмусс был чрезвычайно влиятельным лектором, писателем и преподавателем, создателем социального управления как отдельной области академического изучения и исследований [Wilding, 1976: 147]. Он был одержим своим призванием и оставался приверженным социальному благополучию до конца жизни, конечно, не в личном значении данного словосочетания, а в контексте социальной политики как призвания, если выражаться словами М. Вебера. Как английский социолог, он сыграл большую роль в разработке социологии государства всеобщего благосостояния. Особая широко признаваемая за ним роль творца академической дисциплины «социальное управление» не ограничивалась научной сферой деятельности. Он также работал и в Комиссии по дополнительным льготам. Он был профессором и председателем-основателем новой дисциплины (по социальному администрированию) в Лондонской школе экономики с 1950 года до своей смерти в 1973 году; после его смерти школа учредила в его честь профессуру социальной политики Ричарда Титмусса (Richard Titmuss Professorship of Social Policy). Он внес важный вклад в изучение распределения доходов, исследовании благосостояния, страхования и коллективного предоставления услуг, изучая отношения дарения в контексте донорства крови [Turner, 2017]. Фундаментальный труд (по объему и охвату материала) открывает возможность читателям не только сформировать понимание «важной фигуры послевоенной социальной политики» в Великобритании, каким, несомненно, был Р. Титмусс, но, что еще более важно, актуализировать проблематику социальной политики и с позиций оценки того, что было «правильным» тогда, и по отношению к тому, какие проблемы (в том числе нерешённые) требуют на современном этапе новых подходов как и верности в вопросах преемственности при формировании социальной политики, а также «в практической политике социального обеспечения» (p.12). Книга не стремится охватить все аспекты жизни Р. Титмусса или каталогизировать весь спектр его научных работ. Синтезируя информацию и создавая неповторимый профессиональный потрет Р. Титмусса, автор пытается поместить жизнь своего «героя» в ее политический, профессиональный и академический контекст и оценить её в этом свете. Обоснованность такого подхода видится в «собственной одержимости Титмусса» своей работой, в «невероятно суровом графике», которому он подчинял всю свою взрослую жизнь. Книга состоит из 6-ти частей. Содержание первой части («Ранняя жизнь и карьера до конца 1941 года») не внушает мысль, что Р. Титмусса ждет блестящая карьера в Лондонской школе экономики. В этой части показаны начальные жизненные вехи Р. Титмусса, его работа в окружной пожарной службе и его брак с Кей. Эти годы были, безусловно, скромными в профессиональном плане. 1930-е годы отмечены (что хорошо показано в книге) приверженностью Р. Титмусса Либеральной партии, различным организациям, связанным с «прогрессивным мнением», стремлением провести собственное исследование, особенно в отношении опасений по поводу «будущего здоровья британского населения»; участием в Обществе Евгеники и его моральной критикой «общества стяжательства» (p.51-53, 81). Вторая часть («От проблем социальной политики до Лондонской школы экономики») раскрывает институционализацию профессионального профиля Р. Титмусса «на протяжении оставшейся части Второй мировой войны и в ближайшую послевоенную эпоху», когда «наш герой» был назначен первым профессором социального управления в Лондонской школе экономики (ЛШЭ, LSE) (p.168-169). Автор биографии показывает, что Р. Титмусс пришел в ЛШЭ без подобающего формального образования с идеями, исследованиями и влиятельными друзьями; главное, что он сформулировал свое видение «нового направления социального управления», которое содействовало созданию программы социальных изменений в Великобритании. В третьей части исследуется «Первое десятилетие в Лондонской школе экономики» Р. Титмусса, особое внимание уделяется тем работам, которые заложили и обеспечили устойчивость и актуальность его идей спустя многие годы и интерес к которым остается в научном поле зрения до сих пор. Два эссе «Государство всеобщего благосостояния» и «Безответственное общество» (наиболее доступные публикации) оказали наибольшее влияние на современность; они имеют решающее значение для нашего понимания идей Р. Титмусса, когда его первое десятилетие в ЛШЭ (LSE) подошло к концу. Автор биографии солидаризируется с позицией Бена Джексона, который отмечая происшедшие изменения с тех пор, как были впервые опубликованы «Очерки о государстве всеобщего благосостояния», утверждает, что Р. Титмусс поднял вопросы, которые помогают продвигать идею о том, что «государство всеобщего благосостояния» остается «основным средством продвижения этических обязательств в отношении равенства и солидарность, которой он дорожил» [Jackson, 2018: xi]. Четвертая часть («Власть и влияние: Титмусс с 1960 по 1973 год») является самой длинной и посвящена Р. Титмуссу на пике его возможностей. В ней раскрывается влияние Р. Титмусса на внутреннюю политику Великобритании в области социального обеспечения; в такой же степени и положительное восприятие его идей левыми американскими либералами, которые «действуя в совершенно иной политической среде», обнаруживали идейное вдохновение у своего английского коллеги. Р. Титмусс, по свидетельству многих его американских коллег, «стал источником информации для дебатов в этой стране о направлении социального обеспечения» (p.436-437). Пятая часть («Проблемы») посвящена Титмуссу в 1960-х и начале 1970-х годов; в ней делается упор на расстроивших его проблемах. Оценивается работа Р. Титмусса в Комиссии по дополнительным льготам, которая была отмечена «его лояльностью по отношению к этому органу, его политике и персоналу». К концу 1960-х некоторые коллеги (например, Таунсенд) стали рассматривать Р. Титмусса как часть «истеблишмента», который равнодушно, если не враждебно относился к суждениям студентов. Все же Р. Титмусс был сторонником ЛШЭ (LSE), его «явно беспокоил студенческий активизм», который он считал пагубным влиянием абстрактной «теории», а также предполагаемой угрозой для академической свободы. Достаточно хрупкое здоровье Р. Титмусса в начале 1970-х ухудшилось, и данная часть книги завершается его смертью и ее последствиями. Некоторые работы Р. Титмусса завоевали титул бестселлера; так, в некрологе о Р. Титмуссе в The Times сообщалось, что его работа «The Gift Relationship» стала бестселлером, особенно в Америке (p.432). Она повлияла на изменение американской федеральной политики в области создания банков данных для переливания крови. В шестой части сделана попытка оценить жизнь и деятельность Р. Титмусса с позиций того, что можно назвать «философией благосостояния». В книге раскрываются личные характеристики Р. Титмусса, которые проявлялись как в связи с его профессиональной деятельностью, так и по отношению к внутригосударственным и внешнеполитическим событиям Великобритании. Он проявлял «личное мужество и нежелание следовать моде», был ярым противником расовой дискриминации и критиковал американское вмешательство во Вьетнам. Действительно, в некоторых отношениях он был типичным членом послевоенной леволиберальной интеллектуальной элиты. Дело, однако, в том, что он оставался верным Школе и ее руководству и продолжал проводить занятия во время перебоев и остановок. В 1967 году он вступил в Комиссию по дополнительным льготам (SBC), став заместителем председателя в следующем году, данный пост он сохранял до своей смерти. Вместе с коллегами, включая Дэвида Доннисона, Роберта Пинкера и Гарта Плаумена, Р. Титмусс входил и успешно работал в составе редакционного комитета Журнала социальной политики, основанного в 1972 году как издание Ассоциации социального управления (позднее - Ассоциации социальной политики). Исходя из представленных в книге данных, Р. Титмусс мужественно и стоически встретил свою последнюю болезнь, даже стремился «извлечь уроки из своего опыта», а также продолжал выяснять «качество и цели социальных услуг». Объем и разнообразие реакций на его смерть свидетельствуют о его влиянии и размахе его подхода к социальному обеспечению (p.536). «Философия благосостояния» Р. Титмусса актуальна с определённой модификацией возможностей и в наши дни. Социальная политика и социальные государства «работают» в разнообразных экономических, правовых, политических, культурных условиях, которые содействуют появлению как различных моделей философии благосостояния, так и их государственно-правового воплощения. Современные государства всеобщего благоденствия имеют разнообразные модели и практики воплощения в конкретных странах или регионах со страноведческой спецификой. В самой Великобритании исследователи отмечают противостоящую государству, основанному на «философии благосостояния» Р. Титмусса, опасность в виде «теневого государства всеобщего благосостояния» [Sloman, 2019; Lansley, 2020: 43–44]. Фундаментальный принцип взаимности – права связаны с обязанностями – остается центральным в британской модели социальной защиты и ключевым источником ее поддержки, хотя и находится под угрозой. Работа Р. Титмусса «Социальное разделение благосостояния» сохраняет свою привлекательность для аналитиков социальной политики и в наши дни. Оригинальный подход заключался в том, что налоговые льготы и льготы в сфере занятости для среднего класса определялись как формы благосостояния, которые обычно не воспринимались как таковые, особенно по сравнению с социальными услугами, предоставляемыми государством. Последние составляли популярное представление о «государстве всеобщего благосостояния» со всем риторическим и политическим багажом, связанным с этой фразой. Для XXI века актуальными остаются вопросы, поставленные в творчестве Р. Титмусса: 1) каковы последствия (включая последствия для окружающей среды) неустанного стремления к экономическому росту за счет социального роста? 2) как мы можем бороться с неравенством и возрождением бедности и как мы можем способствовать созданию более сплоченного в социальном плане общества? Нельзя найти «фиксированных решений конкретных проблем» в наследии Р. Титмусса, но его «способ видения мира», ориентация на социальное благополучие помогут найти способы решения современных проблем. Личные мнения оказывают влияние на наше восприятие других людей. В середине 80-х Джерри Моррис вспоминал своего старого друга (Р. Титмусса) как «оригинального… Отличается от других людей… и… настоящий исследователь» (p.555). Сильные стороны Р. Титмусса заключались в том, что он был «учитель и ученый», который всегда задавал правильные для своего времени вопросы. Такой сплав «учителя и ученого», несомненно, проявил себя и в научных достижениях в сфере социального управления и формирования взглядов на социологию государства всеобщего благосостояния, и в наследии не только в «книжном и статейном» формате, но и в создании научной дисциплины социального управления и ее распространении в современном мире. 2. В рецензии используются два перевода выражения «welfare state» («государство всеобщего благоденствия» и «государство всеобщего благосостояния»), первое из них – наиболее употребительное и устойчивое в русскоязычных переводах и в работах; второе, на взгляд рецензента, более точное, отражающее взгляды Р. Титмуса на результаты социального управления и социальной политики.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 910

Readers community rating: votes 0

1. Esping-Andersen G. (1999) Social Foundations of Postindustrial Economies. Oxford: Oxford University Press. 224 pp.

2. Jackson B. (2018) Introduction. In R.M. Titmuss, Essays on ‘The Welfare State’. Bristol: Policy Press.

3. Lansley S. (2020) Review: Peter Sloman's The Transfer State. IPPR Progressive Review, 27: 39-47. https://doi.org/10.1111/newe.12190

4. Martin E.W. (1974) Professor Richard Titmuss, 1907—1973. Social Policy & Administration, 8: 3-5. https://doi.org/10.1111/j.1467-9515.1974.tb00718.x

5. Mishra R. (1986) Social Policy and the Discipline of Social Administration. Social Policy & Administration, 20: 28-38. https://doi.org/10.1111/j.1467-9515.1986.tb00244.x

6. Rapport F., Maggs C. (2002) Titmuss and the gift relationship: altruism revisited. Journal of Advanced Nursing, 40: 495-503. https://doi.org/10.1046/j.1365-2648.2002.02406.x

7. Reisman D. (2001) Richard Titmuss. Welfare and Society, 2nd edition. London: Palgrave Macmillan. 307 pp.

8. Sloman P. (2019) The Transfer State: The idea of guaranteed income and the politics of redistribution in modern Britain. Oxford University Press. 320 pp. DOI:10.1093/oso/9780198813262.001.0001

9. Titmuss R. (1967b) The Welfare Complex in a Changing Society. The Milbank Memorial Fund Quarterly, 45(1), 9-23. doi:10.2307/3349045

10. Titmuss R.M. (1955) Pension Systems and Population Change. The Political Quarterly, 26: 152-166. https://doi.org/10.1111/j.1467-923X.1955.tb01324.x

11. Titmuss R.M. (1967a) The Relationship Between Income Maintenance and Social Service Benefits – An Overview. International Social Security Review, 20: 57-66. https://doi.org/10.1111/j.1468-246X.1967.tb00643.x

12. Titmuss R.M. (1971) Welfare "Rights", Law and Discretion. The Political Quarterly, 42: 113-132. https://doi.org/10.1111/j.1467-923X.1971.tb00061.x

13. Titmuss R.M., Seldon A. (1968) Commitment to Welfare. Social Policy & Administration, 2: 196-200. https://doi.org/10.1111/j.1467-9515.1968.tb00093.x

14. Titmuss R.M. (1968) Commitment to Welfare. London: George Allen and Unwin Ltd. 272 pp.

15. Turner B.S. (2017) Titmuss, Richard M.. In The Wiley-Blackwell Encyclopedia of Social Theory, B.S. Turner (Ed.). https://doi.org/10.1002/9781118430873.est0539

16. Wilding P. (1976) Richard Titmuss and Social Welfare. Social Policy & Administration, 10: 147-166. https://doi.org/10.1111/j.1467-9515.1976.tb00634.x

Система Orphus

Loading...
Up