Stewart J. RICHARD TITMUSS: A COMMITMENT TO WELFARE. Bristol: Policy Press, 2020. 585 p.

 
Код статьиS013216250017372-2-1
DOI10.31857/S013216250017372-2
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права Новосибирского национального исследовательского государственного университета
Аффилиация: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Адрес: Новосибирск, 630090, ул. Пирогова, д. 1.
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы168-170
Аннотация

В рецензии раскрываются ключевые вехи творческого, профессионального и жизненного пути Ричарда Морриса Титмусса, которые стали предметом исследования Джона Стюарта. Британский социолог государства всеобщего благоденствия рассматривается как академический драйвер социального благополучия и создатель дисциплины "социальное управление"

Ключевые словаРичард Титмусс, социальная политика, социальное управление, социальное благополучие, социальная солидарность
Получено08.11.2021
Дата публикации18.03.2022
Кол-во символов15092
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Stewart J1. (2020) Richard Titmuss: A Commitment to Welfare. Bristol: Policy Press. 585 pp. ISBN 978-1-4473-4107-9 ePdf 1. Джон Стюарт (John Stewart) – заслуженный профессор истории здравоохранения Каледонского университета Глазго. Он автор многих работ по истории социального обеспечения особенно в Великобритании, Шотландии и Новой Зеландии.
2 В современных условиях критической переоценки успехов и перспектив государства всеобщего благоденствия2, когда «золотой век послевоенного капитализма» затмился и, как отмечает Гёста Эспинг-Андерсен, «один за другим те составные элементы, которые когда-то обеспечивали гармонию и счастье, скатываются в необратимый кризис и распад» [Esping-Andersen, 1999: 1], обращение к биографии основоположника социального управления и «академического драйвера» социального благополучия Ричарда Морриса Титмусса (1907–1973) предоставляет шанс для раскрытия важной стороны исторической памяти и сохраняет надежду на востребованность идей социального благополучия для будущих поколений. Книга станет несомненным событием в научной биографии Р. Титмусса и первым полномасштабным его жизнеописанием, которое, конечно, учитывает труды предшественников (например, новаторскую работу Дэвида Райзмана, впервые опубликованную в 1977 году и переизданную в 2001 г.) (Reisman 2001), и вместе с тем создает широкую палитру становления Р. Титмусса как сторонника социальной политики и социального обеспечения, скрупулёзную картину его профессиональной деятельности («силы и влияния»), взгляды и наследие, которые требуют современного внимания [Titmuss, 1955, 1967a, 1967b, 1968, 1971]. Один из докладов Р. Титмусс подготовил для Круглого стола по социальному обеспечению и социальному обслуживанию в городе Ленинград (май 1967 г.) [Titmuss, 1967a]. Научное и профессиональное наследие Р. Титмусса, представленное в рецензируемой книге в виде «философии благосостояния» (p.546-553), оставалось востребованным и в 60-е годы [Wilding, 1976], и в 70-е годы XX века [Mishra, 1986], а также в современный период [Rapport, Maggs, 2002] (например, переосмысление теории дарения при донорстве крови). Под влиянием творческого наследия Р. Титмусса появилось множество работ, в которых анализируется социальная политика с точки зрения идеологий или моделей благосостояния и сочетающих в себе объяснительный (научный) и нормативный (или ценностный) компоненты. Как отмечают исследователи, у дисциплины социального управления появилась и стала расширяться «собственная территория» с набором нормативных и научных вопросов [Mishra, 1986: 28-29]. Наследие Р. Титмусса вдохновляет исследователей на выявление «теневых сторон» государства всеобщего благосостояния в современной Великобритании, например в работе П. Сломана 2019 года «Трансферное государство: идея гарантированного дохода и политика перераспределения в современной Великобритании» [Sloman, 2019]. Автор книги основывается на внушительной источниковедческой базе: на книгах и статьях самого Р. Титмусса, на публикациях и интервью с теми, кто его знал; в книге обсуждаются идеи Р. Титмусса, особенно те, которые касаются принципов альтруизма и социальной солидарности, а также его роль в политике и академических кругах как в Великобритании, так и за ее пределами. В книге представлен многогранный и вместе с тем поучительный портрет человека, который углубил наше понимание социальных проблем, а также политики, которая наиболее эффективно на них реагирует. Книга вызовет несомненный интерес и в плане истории становления и развития социального управления и социальной политики в Великобритании, и как неповторимый пример усилий ученого по формированию академической дисциплины в сфере социальной политики и социального благополучия. Еще в 1973 году Р. Титмусс был назван «одним из самых замечательных среди людей нашего времени» [Martin, 1974: 3]. По мнению исследователей, Р. Титмусс был чрезвычайно влиятельным лектором, писателем и преподавателем, создателем социального управления как отдельной области академического изучения и исследований [Wilding, 1976: 147]. Он был одержим своим призванием и оставался приверженным социальному благополучию до конца жизни, конечно, не в личном значении данного словосочетания, а в контексте социальной политики как призвания, если выражаться словами М. Вебера. Как английский социолог, он сыграл большую роль в разработке социологии государства всеобщего благосостояния. Особая широко признаваемая за ним роль творца академической дисциплины «социальное управление» не ограничивалась научной сферой деятельности. Он также работал и в Комиссии по дополнительным льготам. Он был профессором и председателем-основателем новой дисциплины (по социальному администрированию) в Лондонской школе экономики с 1950 года до своей смерти в 1973 году; после его смерти школа учредила в его честь профессуру социальной политики Ричарда Титмусса (Richard Titmuss Professorship of Social Policy). Он внес важный вклад в изучение распределения доходов, исследовании благосостояния, страхования и коллективного предоставления услуг, изучая отношения дарения в контексте донорства крови [Turner, 2017]. Фундаментальный труд (по объему и охвату материала) открывает возможность читателям не только сформировать понимание «важной фигуры послевоенной социальной политики» в Великобритании, каким, несомненно, был Р. Титмусс, но, что еще более важно, актуализировать проблематику социальной политики и с позиций оценки того, что было «правильным» тогда, и по отношению к тому, какие проблемы (в том числе нерешённые) требуют на современном этапе новых подходов как и верности в вопросах преемственности при формировании социальной политики, а также «в практической политике социального обеспечения» (p.12). Книга не стремится охватить все аспекты жизни Р. Титмусса или каталогизировать весь спектр его научных работ. Синтезируя информацию и создавая неповторимый профессиональный потрет Р. Титмусса, автор пытается поместить жизнь своего «героя» в ее политический, профессиональный и академический контекст и оценить её в этом свете. Обоснованность такого подхода видится в «собственной одержимости Титмусса» своей работой, в «невероятно суровом графике», которому он подчинял всю свою взрослую жизнь. Книга состоит из 6-ти частей. Содержание первой части («Ранняя жизнь и карьера до конца 1941 года») не внушает мысль, что Р. Титмусса ждет блестящая карьера в Лондонской школе экономики. В этой части показаны начальные жизненные вехи Р. Титмусса, его работа в окружной пожарной службе и его брак с Кей. Эти годы были, безусловно, скромными в профессиональном плане. 1930-е годы отмечены (что хорошо показано в книге) приверженностью Р. Титмусса Либеральной партии, различным организациям, связанным с «прогрессивным мнением», стремлением провести собственное исследование, особенно в отношении опасений по поводу «будущего здоровья британского населения»; участием в Обществе Евгеники и его моральной критикой «общества стяжательства» (p.51-53, 81). Вторая часть («От проблем социальной политики до Лондонской школы экономики») раскрывает институционализацию профессионального профиля Р. Титмусса «на протяжении оставшейся части Второй мировой войны и в ближайшую послевоенную эпоху», когда «наш герой» был назначен первым профессором социального управления в Лондонской школе экономики (ЛШЭ, LSE) (p.168-169). Автор биографии показывает, что Р. Титмусс пришел в ЛШЭ без подобающего формального образования с идеями, исследованиями и влиятельными друзьями; главное, что он сформулировал свое видение «нового направления социального управления», которое содействовало созданию программы социальных изменений в Великобритании. В третьей части исследуется «Первое десятилетие в Лондонской школе экономики» Р. Титмусса, особое внимание уделяется тем работам, которые заложили и обеспечили устойчивость и актуальность его идей спустя многие годы и интерес к которым остается в научном поле зрения до сих пор. Два эссе «Государство всеобщего благосостояния» и «Безответственное общество» (наиболее доступные публикации) оказали наибольшее влияние на современность; они имеют решающее значение для нашего понимания идей Р. Титмусса, когда его первое десятилетие в ЛШЭ (LSE) подошло к концу. Автор биографии солидаризируется с позицией Бена Джексона, который отмечая происшедшие изменения с тех пор, как были впервые опубликованы «Очерки о государстве всеобщего благосостояния», утверждает, что Р. Титмусс поднял вопросы, которые помогают продвигать идею о том, что «государство всеобщего благосостояния» остается «основным средством продвижения этических обязательств в отношении равенства и солидарность, которой он дорожил» [Jackson, 2018: xi]. Четвертая часть («Власть и влияние: Титмусс с 1960 по 1973 год») является самой длинной и посвящена Р. Титмуссу на пике его возможностей. В ней раскрывается влияние Р. Титмусса на внутреннюю политику Великобритании в области социального обеспечения; в такой же степени и положительное восприятие его идей левыми американскими либералами, которые «действуя в совершенно иной политической среде», обнаруживали идейное вдохновение у своего английского коллеги. Р. Титмусс, по свидетельству многих его американских коллег, «стал источником информации для дебатов в этой стране о направлении социального обеспечения» (p.436-437). Пятая часть («Проблемы») посвящена Титмуссу в 1960-х и начале 1970-х годов; в ней делается упор на расстроивших его проблемах. Оценивается работа Р. Титмусса в Комиссии по дополнительным льготам, которая была отмечена «его лояльностью по отношению к этому органу, его политике и персоналу». К концу 1960-х некоторые коллеги (например, Таунсенд) стали рассматривать Р. Титмусса как часть «истеблишмента», который равнодушно, если не враждебно относился к суждениям студентов. Все же Р. Титмусс был сторонником ЛШЭ (LSE), его «явно беспокоил студенческий активизм», который он считал пагубным влиянием абстрактной «теории», а также предполагаемой угрозой для академической свободы. Достаточно хрупкое здоровье Р. Титмусса в начале 1970-х ухудшилось, и данная часть книги завершается его смертью и ее последствиями. Некоторые работы Р. Титмусса завоевали титул бестселлера; так, в некрологе о Р. Титмуссе в The Times сообщалось, что его работа «The Gift Relationship» стала бестселлером, особенно в Америке (p.432). Она повлияла на изменение американской федеральной политики в области создания банков данных для переливания крови. В шестой части сделана попытка оценить жизнь и деятельность Р. Титмусса с позиций того, что можно назвать «философией благосостояния». В книге раскрываются личные характеристики Р. Титмусса, которые проявлялись как в связи с его профессиональной деятельностью, так и по отношению к внутригосударственным и внешнеполитическим событиям Великобритании. Он проявлял «личное мужество и нежелание следовать моде», был ярым противником расовой дискриминации и критиковал американское вмешательство во Вьетнам. Действительно, в некоторых отношениях он был типичным членом послевоенной леволиберальной интеллектуальной элиты. Дело, однако, в том, что он оставался верным Школе и ее руководству и продолжал проводить занятия во время перебоев и остановок. В 1967 году он вступил в Комиссию по дополнительным льготам (SBC), став заместителем председателя в следующем году, данный пост он сохранял до своей смерти. Вместе с коллегами, включая Дэвида Доннисона, Роберта Пинкера и Гарта Плаумена, Р. Титмусс входил и успешно работал в составе редакционного комитета Журнала социальной политики, основанного в 1972 году как издание Ассоциации социального управления (позднее - Ассоциации социальной политики). Исходя из представленных в книге данных, Р. Титмусс мужественно и стоически встретил свою последнюю болезнь, даже стремился «извлечь уроки из своего опыта», а также продолжал выяснять «качество и цели социальных услуг». Объем и разнообразие реакций на его смерть свидетельствуют о его влиянии и размахе его подхода к социальному обеспечению (p.536). «Философия благосостояния» Р. Титмусса актуальна с определённой модификацией возможностей и в наши дни. Социальная политика и социальные государства «работают» в разнообразных экономических, правовых, политических, культурных условиях, которые содействуют появлению как различных моделей философии благосостояния, так и их государственно-правового воплощения. Современные государства всеобщего благоденствия имеют разнообразные модели и практики воплощения в конкретных странах или регионах со страноведческой спецификой. В самой Великобритании исследователи отмечают противостоящую государству, основанному на «философии благосостояния» Р. Титмусса, опасность в виде «теневого государства всеобщего благосостояния» [Sloman, 2019; Lansley, 2020: 43–44]. Фундаментальный принцип взаимности – права связаны с обязанностями – остается центральным в британской модели социальной защиты и ключевым источником ее поддержки, хотя и находится под угрозой. Работа Р. Титмусса «Социальное разделение благосостояния» сохраняет свою привлекательность для аналитиков социальной политики и в наши дни. Оригинальный подход заключался в том, что налоговые льготы и льготы в сфере занятости для среднего класса определялись как формы благосостояния, которые обычно не воспринимались как таковые, особенно по сравнению с социальными услугами, предоставляемыми государством. Последние составляли популярное представление о «государстве всеобщего благосостояния» со всем риторическим и политическим багажом, связанным с этой фразой. Для XXI века актуальными остаются вопросы, поставленные в творчестве Р. Титмусса: 1) каковы последствия (включая последствия для окружающей среды) неустанного стремления к экономическому росту за счет социального роста? 2) как мы можем бороться с неравенством и возрождением бедности и как мы можем способствовать созданию более сплоченного в социальном плане общества? Нельзя найти «фиксированных решений конкретных проблем» в наследии Р. Титмусса, но его «способ видения мира», ориентация на социальное благополучие помогут найти способы решения современных проблем. Личные мнения оказывают влияние на наше восприятие других людей. В середине 80-х Джерри Моррис вспоминал своего старого друга (Р. Титмусса) как «оригинального… Отличается от других людей… и… настоящий исследователь» (p.555). Сильные стороны Р. Титмусса заключались в том, что он был «учитель и ученый», который всегда задавал правильные для своего времени вопросы. Такой сплав «учителя и ученого», несомненно, проявил себя и в научных достижениях в сфере социального управления и формирования взглядов на социологию государства всеобщего благосостояния, и в наследии не только в «книжном и статейном» формате, но и в создании научной дисциплины социального управления и ее распространении в современном мире. 2. В рецензии используются два перевода выражения «welfare state» («государство всеобщего благоденствия» и «государство всеобщего благосостояния»), первое из них – наиболее употребительное и устойчивое в русскоязычных переводах и в работах; второе, на взгляд рецензента, более точное, отражающее взгляды Р. Титмуса на результаты социального управления и социальной политики.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 781

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх