Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста

 
Код статьиS013216250017245-2-1
DOI10.31857/S013216250017245-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Russian Federation, Moscow
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы101-112
Аннотация

Рассматривается влияние семьи и социального контекста на формирование старта научной карьеры в связи с проблематикой воспроизводства профессиональных групп в сфере науки и технологий. Анализ опирается на социально-конструкционистскую методологию. На данных нарративно-структурированных биографических интервью с учеными естественнонаучных дисциплин сравнивается влияние социального контекста и семьи на успешный карьерный старт представителей различных поколений в 1970–1980-е, 1980–1990-е и 1990–2000-е гг. Показана эволюция этого процесса от определенной согласованности и независимости к росту значимости поддержки семьи в кризисных условиях, ее реконструирующей функции в отношении статуса сферы научной деятельности.

Ключевые словапрофессиональная карьера, наука и технологии, молодые ученые, карьерный старт, социальный конструкционизм
Получено23.12.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов33231
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 793

Оценка читателей: голосов 0

1. Аблажей А.М. Поколения в науке: опыт эмпирического анализа // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 2. С. 47–56.

2. Ащеулова Н.А., Душина С.А. Академическая карьера молодого ученого в России // Инновационная экономика. 2012. № 7. С. 60–68.

3. Винокурова Н.А. Молодежь в науке: мотивации, взгляды, жизненные стратегии // Народонаселение 2016. № 4. (74). С. 113–122.

4. Герген К.Дж. Социальная конструкция в контексте / Пер. с англ. А.А. Киселева, Ю.С. Вовк. Xарьков: Гум. Центр, 2016.

5. Иванченко О.С. Молодые ученые в России и проблемы их профессионализации в научно-исследовательском дискурсе // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 6. С. 99–110. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.6.7

6. Кошовец О.Б., Фролов И.Э. «Прекрасный новый мир»: о трансформации науки в технонауку // Эпистемология и философия науки 2020. Т. 57. № 1. С. 20–31. DOI: 10.5840/eps20205712

7. Лекторский В.А., Труфанова Е.О. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке // Человек. 2019. Т. 30. № 1. С. 102–124. DOI: 10.31857/S023620070003025-4

8. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. история, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. C. 36–46

9. Пирожкова С.В. Наука как культурный феномен и социокультурный проект // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 5. С. 425–433. DOI: 10.31857/S0869587320050096

10. Подвойский Д.Г. Лабиринтами Матрицы: осваивая социальный конструкционизм // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 60—92. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1644

11. Попова И.П. Исследования карьеры: ресурсы междисциплинарности в социологической перспективе // Социологические исследования. 2020. № 12. C. 18–30. DOI: 10.31857/S013216250013019-3

12. Попова И.П. Профессиональная карьера в сфере науки и технологий – к проблеме устойчивости // Социологические исследования. 2017. № 12. C. 124–134. DOI: 10.7868/S0132162517120133

13. Пузанова Ж.В., Троцук И.В. Нарративный анализ: понятие или метафора? // Социология: 4М. 2003. № 17. С. 56–82.

14. Рождественская Е.Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом интервью // Cоциология: 4М. 2010. № 30. С. 5–26.

15. Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. №3. С. 38–61

16. Bertaux D., Delcroix С. Case histories of families and social processes. Enriching sociology // The Turn to Biographical Methods in Social Science. Comparative Issues and Examples/ Ed. by Chamberlayne P., Bornat J., Wengraf T. 2000.

17. Cardenal E. Biography and Story in Sociological Analysis. The Contribution of the BNIM (Biographic-Narrative Interpretive Method) School // Revista Española de Investigaciones Sociológicas. 2016. No. 155. P. 55–71. Doi:10.5477/cis/reis.155.55

18. Chudzikowski K., Gustafsson S., Tams S. Constructing alignment for sustainable careers: Insights from the career narratives of management consultants // Journal of Vocational Behavior. Т.117. March 2020. No.article 103312.

19. Cohen L., Duberley J., Mallon M. Social constructionism in the study of career: Accessing the parts that other approaches cannot reach // Journal of Vocational Behavior. 64 (2004). P. 407–422.

20. Cohen L., Duberley, J. Three faces of context and their implications for career: A study of public sector careers cut short // Journal of Vocational Behavior. 2015. 91. P. 189–202

21. Hall R. The Social Construction of the Professions // Sociology of work and occupations. 1979. Vol. 6. No. 1. P. 124–126.

22. Kojevnicov A. The Phenomenon of Soviet Science. Osiris. 2008. 23(1): 115–135. DOI: 10.1086/591871

23. Mayrhofer W., Meyer M., Steyrer J. (2007). Contextual issues in the study of careers // Gunz H., Peiperl M. (eds) Handbook of career studies. Los Angeles, CA: SAGE. P. 215−241

24. Patton W., McMahon M. Career Development and Systems Theory Connecting Theory and Practice. 3rd Edition. Sense Publishers Rotterdam, Boston, Taipei. 2014

25. Ribeiro M.A. Contemporary patterns of career construction of a group of urban workers in São Paulo (Brazil). 2015. Journal of Vocational Behavior No. 88. P. 19–27. http://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2015.02.008

26. Wengraf T. Qualitative Research Interviewing: Biographic Narrative and Semistructured Methods, Sage, Thousand Oaks, CA, .2001.

27. Young R.A., Collin A. Introduction: Constructivism and social constructionism in the career field // Journal of Vocational Behavior. 2004. Vol. 64. No. 3. P. 373–388. DOI:10.1016/j.jvb.2003.12.005

Система Orphus

Загрузка...
Вверх