Социальная статистика в социологическом образовании

 
Код статьиS013216250017138-4-1
DOI10.31857/S013216250017138-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент социологического факультета
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы129-141
Аннотация

Знакомство с содержанием учебных планов 86 университетов РФ, реализующих программы подготовки бакалавров социологии, показало, что за последние годы произошло частичное выдавливание из учебного процесса курса «социальная статистика». Формально это привело к разрыву между заявленными в образовательном стандарте компетенциями, опирающимися на изучение социальной статистики, и ее отсутствием в 62% образовательных программах. Фактически – к заметному расхождению содержания образования с требованиями к выпускникам, готовящимся работать в цифровом обществе. Кроме того, это объясняет критику выпускников высшей школы относительно их низкой статистической грамотности. Наконец, эта тенденция усиливает слабую способность широких слоев населения адекватно и критически воспринимать статистические данные, которыми изобилуют информационные потоки современных СМИ и социальных сетей. 

Ключевые словасоциологическое образование, компетенции, социальная статистика, математическая статистика, статистическая грамотность, цифровое общество
Получено15.02.2022
Дата публикации18.03.2022
Кол-во символов36099
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 647

Оценка читателей: голосов 0

1. Девятко И.Ф. Новые данные, новая статистика: от кризиса воспроизводимости к новым требованиям к анализу и представлению данных в социальных науках // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 30-38. DOI 10.31857/S013216250003163-2

2. Заварина Е.С. Традиционные приемы и методы статистики в повышении статистической грамотности населения и чиновников // Статистические методы в гуманитарных и экономических науках. Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28–29 января 2016 г.). СПб.: Нестор-История, 2016. С. 113-114.

3. Заварина Е. С. Необходимость и возможность преподавания «статистики» в высшей школе на неэкономических факультетах и отделениях // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова: Материалы и доклады, Орел, 01 июня – 02 2017 года / Под общей редакцией Н.А. Садовниковой. Орел: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. С. 378-380.

4. Зырянов В.В., Ладыжец Н.С., Темнова Л.В. Социологическое образование в России: итоги 30 лет // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 152-154. DOI 10.31857/S013216250008335-1.

5. Зырянов В.В. Статистическая подготовка социологов в контексте компетентностного подхода // Статистика в стратегическом развитии России: Сборник научных трудов. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. С. 437-442.

6. Карманов М.В. Клочкова Е.Н. Статистическая грамотность как важная составляющая подготовки кадров для цифровой экономики // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 10. С. 78-83.

7. Карманов М.В. Проблемы повышения статистической грамотности в современной России // Вопросы статистики. 2016. № 5. С. 80-85.

8. Карманов М.В. Статистика глазами современного российского общества: благо или зло? // Статистика и Экономика – 2020. Т. 17. № 2. С. 4-9. DOI 10.21686/2500-3925-2020-2-4-9.

9. Климов И.А. Практики кооперации математиков и социологов в 1960–1980-е годы в СССР // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 4. С. 142–162. DOI: 10.19181/socjour.2019.25.4.6823

10. Максимов Б.И. Рабочий класс, социология и статистика // Социологические исследования. 2003. № 1(225). С. 37-46.

11. Нестик Т.А., Седова Н.Н., Климанова Е.Г. Будущее исследовательской индустрии: от конкуренции за бюджеты к поиску партнеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1. С. 368 - 386. DOI 10.14515/ monitoring.2021.1.1899.

12. Проказина Н.В. Социологическое образование в современной России: новые вызовы и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 51-61. DOI 10.24411/2071-6141-2020-10404.

13. Скворцов Н.Г. Зырянов В.В. Социологическое образование: между стандартами и реалиями // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 30-40. DOI 10.31857/S013216250000190-2.

14. Толстова Ю.Н. О вкладе А.А. Чупрова в социологию и статистику // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 145-149. DOI 10.31857/S013216250003756-4.

15. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Из доклада: универсальные компетентности и новая грамотность // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 63-72.

16. Хэнд Д. Дж Статистика: очень краткое введение / Дэвид Дж. Хэнд; пер. с англ. М.Л. Фреера; под науч. ред. М.И. Левина. – М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2017.

17. Широв А.А. Статистика в интересах экономики и общества // Проблемы прогнозирования. 2020. № 1. С. 5-9.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх