Парсонс в учебниках по социологии: прошлые споры, современные читатели и их будущие открытия

 
Код статьиS013216250014596-8-1
DOI10.31857/S013216250014596-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет Иннсбрука
Адрес: Австрия, Иннсбрук
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы121-133
Аннотация

Показано значение работ Т. Парсонса на основе рассмотрения содержания посвященных ему материалов 20 учебников социологии 1999–2019 гг. Полезно ли изучение работ Парсонса сегодняшним студентам и другим заинтересованным читателям, и какие знания заслуживают рассмотрения? Какую возможную пользу для будущих читателей усматривают авторы учебников, решая, что надлежит обсуждать при обращении к социологическим трудам прошлых эпох? Что предлагают авторы учебников читателям и как ими обсуждаются труды Парсонса? Автор с этой целью опирается на идеи Н. Лумана о памяти как функции социальных систем. Раскрыт ряд ключевых компетенций, которые читатели могут приобрести из чтения работ Парсонса и его критиков. Это было бы невозможно, если бы авторы оценивали значение Парсонса только с точки зрения (не)удовлетворительного рассмотрения им конфликта, что и сегодня отличает споры о его трудах. Анализируя то, как авторы вспоминают Парсонса, я выделила два ключевых критерия. (1) Что нужно помнить читателям, чтобы они смогли обрести эти важные компетенции? (2) Что может помешать в этом читателям и что лучше опустить? Социологам следует смотреть в будущее и находить у Парсонса помощь в исследованиях. Результатом могло бы стать возрождение Парсонса, позволяющее по-настоящему продвинуться вперед.

Ключевые словаТ. Парсонс, современная социология, учебники социологии, память, структурный функционализм, классики социологии
Получено20.06.2021
Дата публикации29.06.2021
Кол-во символов45356
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 655

Оценка читателей: голосов 0

1. Albrow M. (1999) Sociology: The basics. London, New York: Routledge.

2. Alexander J. (1984) The modern reconstruction of classical thought: Talcott Parsons. Berkeley: University of California Press.

3. Baker P. (1988) Sociology textbooks: managing clones or writing works of distinction. Teaching Sociology. No. 16(4): 281–282.

4. Ballantine J., Roberts K. (2015) [2006] Our social world. Thousand Oaks: Sage.

5. Bourdieu P. (1984) Distinction. London: Routledge.

6. Bourdieu P. (1998) Is a disinterested act possible? In: P. Bourdieu (ed.). Practical reason. On the theory of action. Stanford: Polity Press.

7. Chambliss W., Eglitis D. (2019/2014) Discover sociology. Thousand Oaks: California.

8. Charon J. (2013) [2010] Ten questions. A sociological perspective. Belmont: Wadsworth.

9. Coser L. (1956) The functions of social conflict. Glencoe: Free Press.

10. Cuff E., Sharrock W., Francis D. (2006) [1979] Perspectives in sociology. London: Routledge.

11. Dahrendorf R. (1958) Out of utopia: toward a reorientation of sociological analysis. American Journal of Sociology. No. 64(2): 115–127.

12. Esser H. (1999) [1993] Soziologie. Allgemeine Grundlagen. Frankfurt am Main: Campus.

13. Fleck L, 1979 [1935] Genesis and development of a scientific fact. Chicago: University of Chicago Press.

14. Giddens A., Sutton P.W. (2013) [1989] Sociology. Cambridge: Polity Press.

15. Go J. (2016) Postcolonial thought and social theory. Oxford: Oxford University Press.

16. Gouldner A. (1970) The coming crises of sociology. New York: Basic Books.

17. Haggart B., Henne K., Tusikov N. (eds) (2019) Information, technology and control in a changing world. Understanding power structures in the 21st century. London, New York: Palgrave Macmillan.

18. Hobbs A. H. (1951) The claims of sociology: A critique of textbooks. Harrisburg: Stackpole.

19. Joas H., Knöbl W. (2004) Soziologie. Zwanzig einführende Vorlesungen. Frankfurt a.M: Suhrkamp.

20. Kruse V. (2018) [2008] Geschichte der Soziologie. Konstanz: UVK.

21. Kuhn T. (1979) The essential tension: Selected studies in scientific tradition and change. Chicago: University of Chicago Press.

22. Kuhn T. (1996) [1962] The structure of scientific revolutions. Chicago: University of Chicago Press.

23. Luhmann N. (1997) Gedächtnis. In: Luhmann N. Die Gesellschaft der Gesellschaft. 1st vol. Frankfurt am Main: Suhrkamp: 576–594.

24. Manza J., Sauder M., Wright N. (2010) Producing textbook sociology. European Journal of Sociology. No. 51(2): 271–304.

25. Münch R. (2013) Academic capitalism. Universities in the global struggle for excellence. London: Routldege

26. Nassehi A. (2011) [2008] Soziologie. Zehn einführende Vorlesungen. Wiesbaden: VS.

27. Parsons T. (1951) The social system. Glencoe: Free Press.

28. Schneider W. (2008) [2002] Grundlagen der soziologischen Theorie. Vol. 1: Weber – Parsons – Mead – Schütz. Opladen: Westdeutscher Verlag.

29. Wagenaar T. (ed.) (1988) Special issue on textbooks. Teaching Sociology. Vol. 16. No. 4.

30. Wenzel H. (1991) Die Ordnung des Handelns. T. Parsons’s allgemeines Handlungssystem. Frankfurt: Suhrkamp.

31. Wright R. (1995) Was there a “golden past” for the introductory sociology textbook? A citation analysis of leading journals. American Sociologist. No. 26: 41–48.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх