Универсальные эффекты влияния формального образования на ценностные установки в кроссрегиональной перспективе

 
Код статьиS013216250014147-4-1
DOI10.31857/S013216250014147-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий Лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации; ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: старший научный сотрудник Международной лаборатории демографии и человеческого капитала
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: заместитель заведующего Международной лабораторией демографии и человеческого капитала
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: научный сотрудник; доцент
Аффилиация:
Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы64-70
Аннотация

Авторы исследуют влияние формального образования на ценностные установки и выделяют универсалии среди эффектов этого воздействия, наблюдаемые во всех регионах мира с использованием многофакторной модели на данных семи волн Всемирного обследования ценностей. Рассмотрены шесть подвыборок стран – ОЭСР, Восточная Европа, Латинская Америка, Ближний Восток и Северная Африка, Африка южнее Сахары, Восточная и Юго-Восточная Азия. Выявлены универсальные эффекты: по мере роста образования респондентов растет их интерес к политике, вовлеченность в социальные организации и готовность участвовать в политике. Повышается толерантность к проживанию по соседству с людьми иных расы, религии и к проявлениям свободы выбора. Возрастает приверженность ценностям гендерного равенства и эмансипации детей. У более образованных респондентов снижается религиозность. Такое количество универсалий позволяет утверждать, что на ценности влияет не только специфический социальный контекст, в котором приобретается образование, но и уровень образования как таковой, что поддерживает когнитивно-психологическую теорию образования.

Ключевые словаценностные установки, уровень образования, влияние образования на ценности, постматериалистические ценности, социальная активность, участие в политике, эмансипация детей, гендерное равенство, религиозность
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Получено03.09.2021
Дата публикации27.09.2021
Кол-во символов17754
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 782

Оценка читателей: голосов 0

1. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас. 2011. №3 (77). С. 14–58.

2. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007.

3. Грамши А.Г. Тюремные тетради. М.: Политиздат, 1991.

4. Alesina A., Ferrara E. L. (2000) The determinants of trust. National bureau of economic research. No. w7621.

5. Altmeyer B. (1988) Enemies of freedom: Understanding right-wing authoritarianism. San Francisco: Jossey-Bass.

6. Coenders M., Scheepers P. (2003) The Effect of Education on Nationalism and Ethnic Exclusionism: An International Comparison. Political Psychology. No. 24(2): 313–343.

7. Döring H. (1992) Higher education and confidence in institutions: A secondary analysis of the ‘European values survey’, 1981–83. West European Politics. No. 15(2): 126–146.

8. Glaeser E.L. et al. (2000) Measuring trust. The Quarterly Journal of Economics. No. 115(3): 811–846.

9. Gorman B., Naqvi I., Kurzman C. (2019) Who Doesn’t Want Democracy? A Multilevel Analysis of Elite and Mass Attitudes. Sociological Perspectives. No. 62(3): 261–281.

10. Hakhverdian A., Mayne Q. (2012) Institutional trust, education, and corruption: A micro-macro interactive approach. The Journal of Politics. No. 74(3): 739–750.

11. Kitschelt H. (1994) The Transformation of European Social Democracy. New York: Cambridge University Press.

12. Kitschelt H., Rehm P. (2014) Occupations as a Site of Political Preference Formation. Comparative Political Studies. No. 47(12): 1670–1706.

13. Knack S., Keefer P. (1997) Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation. The Quarterly Journal of Economics. No. 112(4): 1251–1288.

14. Lipset S.M., Raab E. (1978) The Politics of Unreason. 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press.

15. Nunn C.Z., Crockett H., Williams J.A. (1978) Tolerance for Nonconformity. San Francisco: Jossey-Bass.

16. Raychaudhuri T. (2018) The social roots of Asian American partisan attitudes. Politics, Groups, and Identities. No. 6(3): 389–410.

17. Selznick G.J., Steinberg S. (1969) The tenacity of prejudice: Anti-Semitism in contemporary America. Oxford, England: Harper & Row.

18. Stember C. H. (1961) Education and Attitude Change. New York: Institute of Human Relations Press.

19. Wang L., Gordon P. (2011) Trust and institutions: A multilevel analysis. The Journal of Socio-Economics. No. 40(5): 583–593.

20. Zinkina J. et al. (2019) A Big History of Globalization. Cham: Springer.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх