И всё-таки оно существует! К 50-летию доклада П. Бурдье «Общественное мнение не существует»

 
Код статьиS013216250013768-7-1
DOI10.31857/S013216250013768-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент Института социологии и регионоведения
Аффилиация: Южный федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 4
Страницы118-126
Аннотация

В статье обсуждаются перспективы социологической деятельности в свете 50-летнего юбилея доклада П. Бурдье «Общественное мнение не существует». Ключевая идея состоит в том, что привлечение внимания к методологическим проблемам изучения общественного мнения само по себе является вкладом в коллективный капитал символической власти социологов в России и за рубежом. Научной ревизии подвергаются тезисы французского социолога о тенденциозности, артефактности и политической ангажированности опросов общественного мнения. Основные сложности концептуализации данного феномена обусловлены методологической «многоквартирностью» современной социологии и плюрализмом общественно-политической жизни. Научная полемика также связана с принципиальным противостоянием полстеров и ученых-исследователей. Ученые-исследователи рассматривают общественное мнение не только как предмет, но и как метод социологической диагностики социальной реальности. Для полстеров общественное мнение – это скорее результат количественных опросов целевых социальных групп. Несмотря на совершенствование процедур и методов изучения общественного мнения, подчеркивается необходимость перманентного отстаивания научного статуса социологии в контексте российских и мировых теоретических дискуссий и социально-политических реалий.

Ключевые словаП. Бурдье, общественное мнение, методология, социологическая деятельность, опросы
Получено21.04.2021
Дата публикации04.05.2021
Кол-во символов23443
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 2067

Оценка читателей: голосов 0

1. Аксенова О.В. Практическая социология: трудности концептуализации и спонтанная междисциплинарность // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 13–23.

2. Бабич Н.С. Возможные онтологии общественного мнения // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 3. С. 26–36.

3. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: ИЭС; СПб: Алетейя, 2005.

4. Горшков М.К. Российское общество в социологическом измерении // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 3. С. 232–242.

5. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.

6. Гэллап Дж., Рэй С.Ф. Пульс демократии. Как работают опросы общественного мнения. М.: ВЦИОМ, 2017.

7. Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М.: Юрайт, 2020.

8. К 30-летию ВЦИОМ. Кинсбурский А.В. «Общественного мнения нет» – «общественное мнение есть»: интервью Б.З. Докторову // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 206–216.

9. Левада Ю.А. Общественное мнение у горизонта столетий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 6 (50). С. 8–14.

10. Левада Ю.А. Сочинения: социологические очерки 1993–2000. М.: Карпов Е.В., 2011.

11. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996.

12. Тощенко Ж.Т. От феномена к ноумену: опыт методологического и методического поиска // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 3–14.

13. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М.: Socio-Logos, 1997.

14. Шубрт И. Действительно ли опросы общественного мнения изучают общественное мнение? // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 56–62.

15. Юдин Г.Б. Общественное мнение, или власть цифр. СПб.: ЕУ в СПб., 2020.

16. Edgerly S., Thorson K. Political communication and public opinion innovative research for the digital age // Public Opinion Quarterly. 2020. Vol. 84. P. 189–194.

17. Gauchat G. Politicization of science in the public sphere: A study of public trust in the United States, 1974 to 2010 // American Sociological Review. 2012. Vol. 77. No. 2. P. 167–187.

18. Lubsky A.V., Kolesnykova E.Yu., Lubsky R.A. Mental programs and social behavior patterns in Russian society // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 16. P. 9549–9559.

19. McGregor S.C. «Taking the temperature of the room». How political campaigns use social media to understand and represent public opinion // Public Opinion Quarterly. 2020. Vol. 84. P. 236–256.

20. Miller P.V. Is There a Future for Surveys? // Public Opinion Quarterly. 2017. Vol. 81. P. 205–212.

21. Roca-Cuberes C., Young A. Vox populi? Trump’s twitter page as public forum // Social Sciences. 2020. Vol. 9. No. 12. P. 1–13.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх