Polivanova K.N. at al. Education outside the school. How parents design their children's learning environment. Moscow: VSHEh, 2020. 384 p. Reviewed вy Kliucharev G.A.

 
PIIS013216250010463-2-1
DOI10.31857/S013216250010463-2
Publication type Review
Source material for review Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ВШЭ, 2020. 384 с.
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Center for Sociology of Education and Science; Professor
Affiliation:
Institute of Sociology of FCTAS RAS
National Research University - Moscow Power Engineering Institute
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 9
Pages156-159
Abstract

      

Keywords
Received07.07.2020
Publication date21.09.2020
Number of characters10240
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 «Освобождение» от школы – именно так озаглавил книгу И. Иллич, вышедшую в 1971 г. и ставшую на несколько десятилетий бестселлером1. Книга была переведена на русский. Переводчики столкнулись с проблемой – как передать оригинальное название с английского «Deschooling Society”: «Освобождение», «Избавление», «Школа вне общества» или «Общество без школ» – все эти варианты подходят лишь отчасти, потому что в книге Иллича наряду с критикой общего образования и его институционального воплощения – школы, речь идет о роли внеинституционального образования и, если быть более точным, учебе вне стен школы. 1. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. 160 с.
2 В постсоветский период такой подход начал постепенно распространяться у нас в виде концепции непрерывного образования. С 2000-х гг. начинают появляться отдельные статьи по педагогике, психологии, андрагогике, планированию образовательных систем и неформальных учебных практик, в которых так или иначе ставились и обсуждались вопросы, поставленные Илличем (правда, в основном, без ссылок на его труд). И вот, наконец, мы держим в руках первую в нашей стране коллективную монографию, посвященную итогам междисциплинарного исследования феномена внешкольного образования.
3 Основной пафос работы – альтернатива школьному формальному образованию есть (!). Институционально она существует в виде неформального дополнительного образования, которое признается на законодательном уровне. В первую очередь – это кружки, секции, студии, которые посещают дети во внеурочное (внеклассное) время. Но авторы идут дальше и вводят понятие досуговое образование, которое совсем не обязательно институализировано. Любая деятельность – игра, экскурсия, путешествие и т.д., которая ведет к развитию маленького человека, знакомит его с миром двора, улицы, города, приобщает к культуре, дает компетенции практического поведения – является, по сути, неформальной (иногда говорят, информальной) учебной деятельностью. Мне видится, что авторы очень удачно и убедительно развели понятия институализированного образования и неформальной, внеинституализированной учебной деятельности. Первое – это государственная услуга, официальное обслуживание. Второе – нечто личное, персонифицированное, плохо поддающееся контролю не только со стороны государства, но и, часто, со стороны семьи. Первое и второе дополняют друг друга, они обеспечивают то, что Гегель называл «восхождением ко всеобщему через образование» и здесь, действительно разрешается дихотомия объективного (государство) и субъективного (человек).
4 Один из важнейших концептов, который разрабатывается и используется в работе – это «образовательное пространство» (Learning Environment). По сути, это континуум, гегелевская «всеобщность», которая содержит массу возможностей для развития ребенка, подготовки его ко взрослой жизни. В этой нелинейной модели теряется смысл «образовательной траектории», которая в традиционных моделях описывает и характеризует учебный процесс. Напротив, в каждой точке этого пространства множество возможностей и какая из них реализуется – неизвестно. Отсюда получается «вероятностная модель образования». Никто не знает в какой мере опыт, который приобретет ребенок от участия в проектах, экскурсиях, походах пригодится в дальнейшем. Но этих событий становится все больше по мере взросления и они обеспечивают расширяющуюся возможность развития за счет накапливаемого нового опыта.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 359

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up