Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. М.: ВШЭ, 2020. Рец. Г.А. Ключарев

 
Код статьиS013216250010463-2-1
DOI10.31857/S013216250010463-2
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ВШЭ, 2020. 384 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: руководитель Центра социологии образования и науки; профессор
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
НИУ – Московский энергетический институт
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы156-159
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено07.07.2020
Дата публикации21.09.2020
Кол-во символов10240
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 «Освобождение» от школы – именно так озаглавил книгу И. Иллич, вышедшую в 1971 г. и ставшую на несколько десятилетий бестселлером1. Книга была переведена на русский. Переводчики столкнулись с проблемой – как передать оригинальное название с английского «Deschooling Society”: «Освобождение», «Избавление», «Школа вне общества» или «Общество без школ» – все эти варианты подходят лишь отчасти, потому что в книге Иллича наряду с критикой общего образования и его институционального воплощения – школы, речь идет о роли внеинституционального образования и, если быть более точным, учебе вне стен школы. 1. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. 160 с.
2 В постсоветский период такой подход начал постепенно распространяться у нас в виде концепции непрерывного образования. С 2000-х гг. начинают появляться отдельные статьи по педагогике, психологии, андрагогике, планированию образовательных систем и неформальных учебных практик, в которых так или иначе ставились и обсуждались вопросы, поставленные Илличем (правда, в основном, без ссылок на его труд). И вот, наконец, мы держим в руках первую в нашей стране коллективную монографию, посвященную итогам междисциплинарного исследования феномена внешкольного образования.
3 Основной пафос работы – альтернатива школьному формальному образованию есть (!). Институционально она существует в виде неформального дополнительного образования, которое признается на законодательном уровне. В первую очередь – это кружки, секции, студии, которые посещают дети во внеурочное (внеклассное) время. Но авторы идут дальше и вводят понятие досуговое образование, которое совсем не обязательно институализировано. Любая деятельность – игра, экскурсия, путешествие и т.д., которая ведет к развитию маленького человека, знакомит его с миром двора, улицы, города, приобщает к культуре, дает компетенции практического поведения – является, по сути, неформальной (иногда говорят, информальной) учебной деятельностью. Мне видится, что авторы очень удачно и убедительно развели понятия институализированного образования и неформальной, внеинституализированной учебной деятельности. Первое – это государственная услуга, официальное обслуживание. Второе – нечто личное, персонифицированное, плохо поддающееся контролю не только со стороны государства, но и, часто, со стороны семьи. Первое и второе дополняют друг друга, они обеспечивают то, что Гегель называл «восхождением ко всеобщему через образование» и здесь, действительно разрешается дихотомия объективного (государство) и субъективного (человек).
4 Один из важнейших концептов, который разрабатывается и используется в работе – это «образовательное пространство» (Learning Environment). По сути, это континуум, гегелевская «всеобщность», которая содержит массу возможностей для развития ребенка, подготовки его ко взрослой жизни. В этой нелинейной модели теряется смысл «образовательной траектории», которая в традиционных моделях описывает и характеризует учебный процесс. Напротив, в каждой точке этого пространства множество возможностей и какая из них реализуется – неизвестно. Отсюда получается «вероятностная модель образования». Никто не знает в какой мере опыт, который приобретет ребенок от участия в проектах, экскурсиях, походах пригодится в дальнейшем. Но этих событий становится все больше по мере взросления и они обеспечивают расширяющуюся возможность развития за счет накапливаемого нового опыта.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1004

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх