Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты (статья 1)

 
Код статьиS013216250010204-7-1
DOI10.31857/S013216250010204-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 11
Страницы16-26
Аннотация

В центре статьи – новые практики самоорганизации и peer-to-peer (P2P) кооперации потребителей в рамках интернет-сообществ: от бесплатной передачи незнакомым людям и/или получения от них излишних продуктов питания и вещей до совместного потребления благ на основе временного доступа (P2P онлайн-аренда вещей, жилья во время путешествий, карпулинг). Эти практики осмысливаются в контексте изменения качественных характеристик и роли гражданского общества в цифровую эпоху. С этой целью в первой части статьи, посвященной теоретико-методологическому обоснованию анализа, рассматривается феномен усиления власти потребителей (consumer power) в цифровую эпоху, его факторы, барьеры и риски. Предлагается гипотетическое представление о характере соприкосновения интернет-технологий и гражданского общества офлайн, усилении на этой основе социально-экономической роли последнего за счет развития Р2Р практик потребителей в онлайн-режиме.

Ключевые словаpeer-to-peer потребительские практики, Интернет, гражданское общество, совместное потребление, шеринг, социальная солидарность, кооперация, социальные инновации
Источник финансированияСтатья подготовлена на основе результатов исследования, проведенного автором в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Получено20.06.2020
Дата публикации22.12.2020
Кол-во символов30873
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1478

Оценка читателей: голосов 0

1. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. [Zaslavskaya T.I. (2002) Societal Transformation of Russian Society. Activity-Structural Conception. Moscow: Delo. (In Russ.)]

2. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019. [Radaev V. (2019) Millennials: How the Russian Society Changes. Moscow: VSHSE. (In Russ.)]

3. Шабанова М.А. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. 2015. №5. С. 78–102. [Shabanova M. (2015) Ethical Consumption in Russia: Profiles, Factors, and Perspectives. Voprosy ekonomiki [Economic Issues]. No. 5: 78–102. (In Russ.)]

4. Шабанова М.А. Социально ответственное потребление в России: факторы и потенциал развития рыночных и нерыночных практик // Общественные науки и современность. 2017. №3. С. 69–86. [Shabanova M. (2017) Socially Responsible Consumption in Russia: Factors and the Development Potential of Market-Oriented and Nonmarket Practices. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Contemporary World]. No. 3: 69–86. (In Russ.)]

5. Шабанова М.А. Социально-экономические практики населения как ресурс ослабления мусорной проблемы в России // Социологические исследования. 2019. №6. С. 50–63. [Shabanova M. (2019) Citizens’ socio-economic practices аs а resource to alleviate the waste problem in Russia. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 6: 50–63. (In Russ.)]

6. Aguiar L., Claussen J., Peukert C. (2018) Catch me if you can: Effectiveness and consequences of online copyright enforcement. Information Systems Research. Vol. 29. No. 3: 656–678.

7. Amaro S., Andreu L., Huang S. (2019) Millennials’ intentions to book on Airbnb. Current Issues in Tourism. Vol. 22. No. 18: 2284–2298.

8. Bardhi F., Eckhardt G. (2012). Access based consumption: The case of car sharing. Journal of Consumer Research. Vol. 39: 881–898.

9. Belk R. (2014) You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online. Journal of Business Research. Vol. 67: 1595–1600.

10. Benkler Y. (2004) Sharing nicely: On shareable goods and the emergence of sharing as a modality of economic production. Yale Law Journal. Vol. 114. No. 2: 273–358.

11. Böcker L., Meelen T. (2017) Sharing for people, planet or profit? Analyzing motivations for intended sharing economy participation. Environmental Innovation and Societal Transitions. Vol. 23: 28–39.

12. Dejean S. (2009). What Can We Learn from Empirical Studies About Piracy? CESifo Economic Studies. Vol. 55. No. 2: 326–352.

13. Diamantopoulos A., Schlegelmilch В., Sinkovics R., Bohlen G. (2003) Can sociodemographics still play a role in profiling green consumers? A review of the evidence and an empirical investigation. Journal of Business Research. Vol. 56. No. 6: 465–480.

14. Eastman J.K., Liu J. (2012) The impact of generational cohorts on status consumption: An exploratory look at generational cohort and demographics on status consumption. Journal of Consumer Marketing. Vol. 29. No. 2: 93–102.

15. Ert E., Fleischer A., Magen N. (2016). Trust and reputation in the sharing economy: The role of personal photos in Airbnb. Tourism Management. Vol. 55: 62–73.

16. Farmer R. Web Reputation Systems and the Real World. In: Masum, H., & Tovey, M. (eds) (2011). The reputation society: How online opinions are reshaping the offline world. Cambridge, MA: MIT Press:13–24.

17. Francis T, Hoefel F. (2018) ‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies. Consumer Packaged Goods. November 12. URL: https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/true-gen-generation-z-and-its-implications-for-companies (accessed 14.06.2020).

18. Jøsang A., Ismail R., Boyd C. (2007) A survey of trust and reputation systems for online service provision. Decision Support Systems. Vol. 43. No. 2: 618–644.

19. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. (2016) The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2016. Vol. 67. No. 9: 2047–2059.

20. Hawlitschek F., Teubner T., Gimpel H. (2018). Consumer motives for peer-to-peer sharing. Journal of Cleaner Production. Vol. 204: 144–157.

21. Labrecque L. I., vor dem Esche J., Mathwick С., Novak T. P., Hofacker C. F. (2013) Consumer Power: Evolution in the Digital Age. Journal of Interactive Marketing. Vol. 27: 257–269.

22. Laughton R. (2016) The 'Internet of Trust': How IoT will Help Grow the Sharing Economy. Fresh Business Thinking. Bits & Bytes. November. URL:: https://www.freshbusinessthinking.com/the-internet-of-trust-how-iot-will-help-grow-the-sharing-economy/ (accessed 30.03.2020).

23. Lee K. (2009). Gender differences in Hong Kong adolescent consumers' green purchasing behavior. Journal of Consumer Marketing. Vol. 26. No. 2: 87–96.

24. Lissitsa S., Kol O. (2016) Generation X vs. Generation Y – A decade of online shopping. Journal of Retailing and Consumer Services. Vol. 31: 304–312.

25. Karlsson L., Kemperman A., Dolnicar S. (2017). May I sleep in your bed? Getting permission to book. Annals of Tourism Research. Vol. 62: 1–12.

26. Masum H., Zhang Y.-C. (2004) Manifesto for the Reputation Society. First Monday. 2004. Vol. 9. Nо. 7. URL: https://journals.uic.edu/ojs/index.php/fm/article/view/1158/1078 (accessed 30.03.2020).

27. Mazzella F., Sundararajan A., D'Espous V. B., Möhlmann M. (2016) How Digital Trust Powers the Sharing Economy: The Digitization of Trust. Third Quarter. No. 30: 24–31.

28. Möhlmann M. (2015) Collaborative consumption: Determinants of satisfaction and the likelihood of using a sharing economy option again. Journal of Consumer Behaviour. Vol. 14. No. 3: 193–207.

29. Schor J. B., Fitzmaurice C.J. Collaborating and connecting: the emergence of the sharing economy. In: Reisch L.A. & Thøgersen J. (eds) (2015). Handboor of Research on Sustainable Consumption. The online content platform for Edward Elgar Publishing. DOI: http://dx.doi.org/10.4337/9781783471270. рр. 410–425.

30. Starr M.A. (2009). The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence. Journal of Socio-Economics. Vol. 38. No. 6: 916–925.

31. Sztompka P. (1996 (1991) The sociology of social change. Oxford: Blackwell.

32. Tadelis S. (2016) Reputation and Feedback Systems in Online Platform Market. Annual Review of Economics. No. 8: 321–340.

33. Tussyadiah I.P., Pesonen J. (2018). Drivers and barriers of peer-to-peer accommodation stay - an exploratory study with American and Finnish travellers. Current Issues in Tourism. Vol. 21. No. 6: 703–720.

34. Valentine D.B., Powers T.L. (2013) Generation Y values and lifestyle segments. Current Issues in Tourism. Vol. 17. No. 10: 872–909.

35. Veen E.J. (2019) Fostering community values through meal sharing with strangers. Sustainability (Switzerland). Vol. 11. No.7_2121: 1–14.

36. Xiang Z., Magnini V.P., Fesenmaier D.R. (2015) Information technology and consumer behavior in travel and tourism: Insights from travel planning using the internet. Journal of Retailing and Consumer Services. Vol. 22: 244–249.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх