Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками

 
Код статьиS013216250009455-3-1
DOI10.31857/S013216250009455-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: психолог кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы82-92
Аннотация

В статье представлены результаты проведенного осенью 2019 г. исследования особенностей использования дошкольниками цифровых устройств. Выборку исследования составили 417 детей (202 мальчика и 215 девочек) в возрасте 6-7 лет, посещавших подготовительные группы детских садов в Москве. Для изучения частоты и контекста использования детьми цифровых устройств было составлено полуструктурированное интервью из 8 вопросов. Исследование показало, что примерно 94% дошкольников являются пользователями цифровых устройств. Большинство использует их в первую очередь для игр и просмотра видео и мультфильмов. Обнаружены половые различия по частоте использования и предпочитаемым видам деятельности на цифровых устройствах. 

Ключевые словадошкольный возраст, цифровые устройства, игра, половые различия, полуструктурированное интервью
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 19-29-14088 мк
Получено26.04.2020
Дата публикации25.06.2020
Кол-во символов24955
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

К постановке проблемы.

2 В последние годы стремительно растет вовлеченность детей в использование цифровых устройств (далее ЦУ). К ним в данной статье мы отнесли смартфон, планшет, игровую приставку, ноутбук, компьютер и прочие медиатехнологии, которые имеют экран и могут обеспечивать доступ к Интернету.
3 В России собственный смартфон или планшет есть у 42% детей 3–6 лет, а более половины маленьких граждан от 0 до 12 лет имеют возможность использовать ЦУ родителей и смотреть телевизор. Средняя суточная цифровая активность российских детей 5–10 лет составляет от 1 до 3 ч [Солдатова, Вишнева, 2019], а вместе с просмотром телевизора – 3-5 ч в день [Ежегодный доклад…, 2017]. Согласно зарубежным исследованиям, усредненное ежедневное «экранное время» дошкольников составляет около 3 ч [Przybylski et al., 2019; The Common Sense Census, 2017], а период, проведенный при включенном в фоновом режиме телевизоре, может быть намного больше 4 ч в день [Tandon et al., 2011].
4 Среди немногочисленных русскоязычных публикаций преобладают исследования об использовании ЦУ подростками [Солдатова, Теславская, 2018; Собкин, Федотова, 2018; Карабанова, Молчанов, 2018], а работы, посвященные дошкольникам, единичны [Солдатова, Шляпников, 2015]. В то же время изучение использования ЦУ детьми раннего возраста очень важно, ведь в этом периоде ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая в современном «цифровом» обществе претерпевает большие изменения [Солдатова, Шляпников, 2015]: игры и досуг при помощи ЦУ постепенно вытесняют традиционные виды игровой деятельности [Собкин, 2011].
5 Авторы представленного исследования определили своей целью изучение особенностей использования современными дошкольниками ЦУ: какие виды деятельности наиболее популярны у детей, с кем и как часто они пользуются ЦУ, есть ли различия между девочками и мальчиками.
6

Предпочитаемые детьми виды деятельности на цифровых устройствах: обзор исследований.

7 Часть родителей и специалистов воспринимают активное использование детьми ЦУ как негативный фактор их развития [Assathiany et al., 2018; Horowitz-Kraus et al., 2017; Radesky, Christakis, 2016; Смирнова, 2019], другие видят в цифровых гаджетах новый способ обучения и игры, способствующий познавательному развитию [Gjelaj et al., 2020; Huber et al., 2018b].
8 Содержание деятельности при помощи ЦУ не менее важно, чем затраченное на нее время [Kostyrka-Allchorne et al., 2017]. Из полуструктурированных интервью со 100 российскими детьми 6-7 лет [Солдатова, Шляпников, 2015] получены следующие данные: 88% малышей ответили, что используют планшет для игр, 34% - для просмотра мультфильмов и фотографий, 10% пользуются образовательными программами. Большинство детей отметили, что для них игры гораздо интереснее Интернета, а общение в социальных сетях они находят скучным. В данной работе исследователи сосредоточились только на планшетах и смартфонах. При этом во многих работах показано, что дети отдают предпочтение просмотру видео и телевизора [Ежегодный доклад…, 2017; Isikoglu Erdogan et al., 2018]. По результатам американского национального исследования [The common sense census, 2017], в котором приняли участие 1454 родителя детей в возрасте 0–8 лет, малыши в среднем в день тратили 1 ч. 40 мин. на просмотр телевизора и видео на других ЦУ, 29 мин. - на чтение при помощи ЦУ (включая то время, когда детям читают вслух взрослые), 25 мин. – на игры при помощи цифровых гаджетов, 18 мин. – на прослушивание музыки, 10 мин. – на прочие активности при помощи ЦУ. В австралийском исследовании [Huber et al., 2018b] со слов родителей (406 семей с детьми от 0 до 8 лет) получены данные, что преобладающую часть времени, потраченного на ЦУ, дети проводят за просмотром телевизора или видео на других цифровых девайсах.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 767

Оценка читателей: голосов 0

1. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.

2. Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 3. С. 106–133.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. С. 200–223.

4. Ежегодный доклад «Дети. Медиапотребление. 2017». URL: http://momri.org/portfolio/ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 15.04.2020).

5. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. №3(31). С. 37–46. DOI: 10.11621/npj.2018.0304

6. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 25–32. DOI: 10.11621/npj.2019

7. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю. Семинар «Виртуальная реальность современного детства» // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 71–76. DOI: 10.17759/chp.2017130208

8. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 79–87.

9. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И. Структура досуга современного дошкольника: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования / Под ред. В.С. Собкина. Т. 16. М.: ИСО РАО, 2012. С. 32–44.

10. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 2. С. 56–67.

11. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. №3(31). С. 23–30. DOI: 10.11621/ npj.2018.0303

12. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/ sps.2018090308

13. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. N. 27. № 3. С. 97–118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307

14. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. №3(31). С. 12–22. DOI: 10.11621/ npj.2018.0302

15. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78–85.

16. American Academy of Pediatrics council on communications and media. Media and Young Minds // Pediatrics. 2016. 138(5): e20162591. DOI: 10.1542/peds.2016-2591

17. Assathiany R., Guery E., Caron F., Cheymol J., Picherot G., Foucaud P., Gelbert N. Children and screens: A survey by French pediatricians // Archives de Pédiatrie. 2018. Vol. 25. No. 2. P. 84–88. DOI: 10.1016/j.arcped.2017.11.001

18. Brito, R., Dias, P. Technologies and children up to 8 years old: what changes in one year? // Observatorio. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 68–86. DOI: 10.15847/obsOBS13220191366

19. Gjelaj, M., Buza, K., Shatri, K., Zabeli, N. Digital Technologies in Early Childhood: Attitudes and Practices of Parents and Teachers in Kosovo // International Journal of Instruction. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 165–184. DOI: 10.29333/iji.2020.13111a

20. Hawi, N. S., Samaha, M., Griffiths, M. D. The Digital Addiction Scale for Children: Development and Validation // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. No. 12. P. 771–778. DOI: 10.1089/cyber.2019.0132

21. Horowitz-Kraus, T., Hutton, J. S. Brain connectivity in children is increased by the time they spend reading books and decreased by the length of exposure to screen-based media // Acta Paediatrica. 2017. Vol. 107. No. 4: P. 685–693. DOI: 10.1111/apa.14176

22. Huber, B., Highfield, K., Kaufman, J. Detailing the digital experience: Parent reports of children’s media use in the home learning environment // British Journal of Educational Technology. 2018a. Vol. 49. No. 5. P. 821–833. DOI: 10.1111/bjet.12667

23. Huber, B., Yeates, M., Meyer, D., Fleckhammer, L., Kaufman, J. The effects of screen media content on young children’s executive functioning // Journal of Experimental Child Psychology. 2018b Vol. 170. P. 72–85. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.01.006

24. Isikoglu Erdogan, N., Johnson, J. E., Dong, P. I., Qiu, Z. Do parents prefer digital play? Examination of parental preferences and beliefs in four nations // Early Childhood Education Journal. 2019. Vol. 47. P. 131–142. DOI: 10.1007/s10643-018-0901-2

25. Kostyrka-Allchorne, K., Cooper, N. R., & Simpson, A. The relationship between television exposure and children’s cognition and behaviour: A systematic review // Developmental Review. 2017. Vol. 44. P. 19–58. DOI: 10.1016/j.dr.2016.12.002

26. Lee, D. Y., Roh, H. W., Kim, S. J., Park, E. J., Yoo, H., Suh, S., & Shin, Y. Trends in digital media use in Korean preschool children // Journal of Korean Medical Science. 2019. Vol. 34. No. 41. DOI: 10.3346/jkms.2019.34.e263

27. Lillard A.S., HuiLi, Boguszewski K. Television and Children's Executive Function // Advances in Child Development and Behavior. 2015. Vol. 48. P. 219–248. DOI: 10.1016/bs.acdb.2014.11.006

28. Nevski E., Siibak A. Mediation practices of parents and older siblings in guiding toddlers’ touchscreen technology use: An ethnographic case study // Media Education Studies & Research. 2016. Vol. 7. P. 320–340. DOI: 10.14605/MED721609

29. Przybylski A.K., Weinstein, N. Digital Screen Time Limits and Young Children’s Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study // Child Development. 2017. Vol. 90, No. 1. P. 56–65. DOI:10.1111/cdev.13007

30. Radesky J.S., Christakis D.A. Increased Screen Time: Implications for Early Childhood Development and Behavior // Pediatric Clinics of North America. 2016. Vol. 63, No. 5. P. 827–839. DOI: 10.1016/j.pcl.2016.06.006

31. Tandon, P. S., Zhou, C., Lozano, P., Christakis, D. A. Preschoolers’ total Daily Screen Time at Home and by Type of Child Care // The Journal of Pediatrics. 2011. Vol. 158. No. 2. P. 297–300. DOI:10.1016/j.jpeds.2010.08.005

32. The Common Sense Census: Media Use by Kids Age Zero to Eight. 2017. URL: https://www.commonsensemedia.org/research/the-common-sense-census-media-use-by-kids-age-zero-to-eight-2017 (дата обращения: 15.04.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх