Digital Culture of the Russian Society and the State

 
PIIS013216250009401-4-1
DOI10.31857/S013216250009401-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head оf the Center for strategic social and socio-political research
Affiliation: Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: junior researcher fellow at the Center for strategic social and socio-political research
Affiliation: Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 5
Pages79-89
Abstract

The article analyzes the actual problems of digital society formation in Russia. The authors focus on the reserves of digital political culture of citizens as a problem factor that can accelerate or slow down the implementation of the national program "Digital economy" and "Strategy for the development of the information society in the Russian Federation in the Russian Federation for 2017-2030". The sociological analysis is based on the results of the research of the Center for strategic social and socio-political research of the ISPI RAS, data from surveys of the research company Mediascope and the analytical center of NAFI, as well as a generalization of empirical observations of the functioning of a number of large electronic platforms. According to the authors, despite the success of the introduction of information and communication technologies (ICT), Russian society and the state are only beginning to form a digital political culture in the system of existing socio-political relations and institutions. The use of modern ICTs by citizens is still mainly related to electronic markets for goods, banking and utilities, and recreation. The most important condition for successful solution of complex problems of digitalization of the Russian society is the understanding of individual citizens in General and civil society the social nature and significance of the implementation of information and communication technologies and formation on this basis of high motivation and digital culture for sustainable development.

Keywordsdigital political culture, digital economy, Internet, social inequality, digitalization, information deficit theory
Received23.04.2020
Publication date27.04.2020
Number of characters26980
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Информационное общество и цифровая культура. Конгломерат стремительно развивающихся цифровых технологий: Интернет, сети мобильной связи, облачные технологии, технологии блокчейн, телекоммуникационные спутники типа Starlink, расширяющие доступ к дешёвому широкополосному Интернету, технологии искусственного интеллекта и ряд других авангардных ИКТ фундаментальным образом изменяют характер социальных, экономических и политических коммуникаций. Во взаимодействии социума и техносферы возникает феномен цифровой культуры, позитивные и деструктивные проявления которой вплетены в проблемы устойчивого развития общества и государства. Как эти процессы разворачиваются в Российской Федерации?

2 Горизонты цифрового будущего России на ближайшее десятилетие очерчены в правительственной «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017–2030 гг.»1, которая на концептуальном уровне подробно раскрывает цели и подходы к формированию информационного общества, а также предполагает достижение стратегических приоритетов. До 2030 г. предстоит сформировать информационное пространство страны, обеспечить развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры, создать и внедрить отечественные информационные и коммуникационные технологии, обеспечить их конкурентоспособность на международном рынке, сформировать новую технологическую основу для развития экономики и социальной сферы. 1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203.
3 Напрямую сопряжен со Стратегией развития информационного общества Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г., определивший реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»2. Согласно ей, к 2024 г. в стране должна быть создана устойчивая и безопасная информационно-телекоммуникационная инфраструктура передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступная для всех граждан, организаций и домохозяйств. Предстоит внедрить цифровые технологии и платформенные решения в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей. Цифровые технологии создают предпосылки формирования социально ориентированной системы трудовой мотивации и объективно становятся повседневной частью жизни граждан. 2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
4 Цифровизация расширяет поле социальных и политических коммуникаций граждан: возникают цифровые платформы в научных, политических, образовательных сферах, формируются новые возможности гражданского контроля за работой государственных служб. Пользуясь информационными сервисами, пополняя и используя банки данных, порталы государственных услуг, участвуя посредством интернета в образовательных и научных проектах, расширяя сферу своего политического участия, участвуя в процессах электронной демократии, граждане становятся акторами цифрового общества, его экономики и государства. Уже сейчас российские граждане вовлечены в информационную сферу. Они «оцифрованы» в медицинских картах, регистрационных данных банков, коммунальных, транспортных и страховых компаний, порталов госуслуг. Каждую минуту создается, умножается, обрабатывается и систематизируется информация о наших покупках, расходах и перемещениях, поисковых запросах, потребительских предпочтениях и т. д.

Number of purchasers: 0, views: 215

Readers community rating: votes 0

1. Bauman Z. (2019) Retrotopia. Moscow: WCIOM. (In Russ.)

2. Donohue G.A., Tichenor P.J., Olien C.N. (1975) Mass media and the knowledge gap: A hypothesis reconsidered. Communication Research. Vol 2. Iss. 1: 3–23. URL: http://dx.doi.org/10.1177/009365027500200101 (accessed 20.02.2020).

3. Drobot V.A. (2018) Information component of modern world politics. Informatsionnoe obshestvo [Information society]. No. 2: 16–18. (In Russ.)

4. Levashov V.K., Afanasiev V.A., Novozhenina O.P., Shushpanova I.S. (2019) Express information. How are you Russia? XLVIII stage of sociological monitoring, November-December 2018. Moscow: Perspektiva. (In Russ.)

5. Lupton, D. (2016) The Quantified Self: A Sociology of Self-Tracking. Cambridge; Malden, MA: Polity Press.

6. Chantal M. (2004) On an agonistic model of democracy. Logos [Logos]. No. 2 (42): 180–197. (In Russ.)

7. Sokolov I.A., Kolin K.K. (2009) Development of information society in Russia and actual problems of information security. Informatsionnoe obshestvo [Information society]. No. 4–5: 98–106 (In Russ.)

8. Wiener N. (1983) Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. 2nd ed. Moscow: Nauka. (In Russ.)

9. Zaitsev A.V. (2013) Deliberative Democracy as an Institutional Dialogue Between Government and Civil Society. Sotsiodinamika [Sociodynamics]. No. 5: 29–44. (In Russ.) DOI: 10.7256/2306-0158.2013.5.689

Система Orphus

Loading...
Up