Теория рационализации Макса Вебера как методология понимания современных социокультурных процессов

 
Код статьиS013216250009355-3-1
DOI10.31857/S013216250009355-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры социологии
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы3-15
Аннотация

Анализируется теория рационализации М. Вебера и демонстрируются ее эвристические возможности для понимания социокультурных проблем цифрового общества. Показано, что множественность выделенных Вебером типов рационализации формирует исследовательскую программу исторической социологии, основанную на их сравнительном изучении. Обосновано, что важнейшим фактором становления капитализма как исторически уникального хозяйственного и социокультурно порядка на Западе стала материальная рационализация, подобной которой не знала ни одна из цивилизаций. Проанализированы концепты материальной и формальной рационализации, обосновано, что под универсальностью капитализма западного типа Вебер понимал распространение формальной рациональности в современных обществах. Показаны эвристические возможности концепта формальной рациональности для анализа социокультурных процессов в контекстах цифровизации, выявления ее противоречий и иррациональных последствий. Выдвинуто предположение о противоречии между формальной рационализацией цифровых алгоритмов и растущей иррационализацией повседневных человеческих практик. Показано, что основной проблемой развития в современном мире становится отсутствие трендов материальной рационализации, без которой не возможен выход человечества на качественно новый уровень развития. Высказано предположение, что обоснование необходимости идейных и духовных прорывов для развития общества стало важнейшим итогом теории рационализации Вебера.

Ключевые слованаследие М. Вебера, историческая социология, рационализация, материальная рациональность, формальная рациональность, иррациональность, цифровизация, цифровое общество, социальные сети, сетевые сообщества
Получено21.04.2020
Дата публикации25.06.2020
Кол-во символов39875
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 2713

Оценка читателей: голосов 0

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990а. С. 61–272.

2. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990б. С. 307–343.

3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990с. С.707–735.

4. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 78–308.

5. Вебер М. История хозяйства. Биржа и ее значение. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.

6. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Т. I. Социология. М.: ВШЭ, 2016.

7. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 5–43.

8. Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности (Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера) // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 736–770.

9. Давыдов Ю.Н. Веберовская теория капитализма — ключ к универсальной исторической социологии // История теоретической социологии. Т. 2. М.: КАНОН+, 2002. С. 376–408.

10. Давыдов Ю.Н., Гайденко П.П. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.

11. Забаев И.В. Ницшеанский взгляд на стодолларовую купюру: чтение веберовской «Протестантской этики» в связи с замечаниями современного экономиста // Экономическая социология. 2019. № 20 (1): 20–71. URL: https://ecsoc.hse.ru/2019-20-1.html (дата обращения: 25.01.2019).

12. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Макс Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГИ, 1998.

13. Капелюшников Р.И. Гипноз Вебера. Заметки о «Протестантской этике и духе капитализма». Часть I // Экономическая социология. 2018а. № 19 (3): 25–49. URL: https://ecsoc.hse.ru/2018-19-3.html (дата обращения: 25.01.2019).

14. Капелюшников Р.И. Гипноз Вебера. Заметки о «Протестантской этике и духе капитализма». Часть II // Экономическая социология. 2018b. № 19 (4): 12–42. URL: https://ecsoc.hse.ru/2018-19-4.html (дата обращения: 25.01.2019).

15. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 5–237.

16. Орлова Л.В Интеллектуальная пассивность и цифровое слабоумие // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна: ГСГУ, 2016. С. 308–311.

17. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И, Чигарькова С.В., Львова Е.Н. Цифровая культура: правила, ответственность и регуляция // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна: ГСГУ, 2018. С. 374–379.

18. Albrow M. The Application of the Weberian Concept of Rationalisation To Contemporary Conditions // Max Weber, Rationality and Modernity. L., 1987.

19. Andreski S. Max Weber’s Insights & Errors. L., 1984.

20. Buss A. Die Wirtschaftsethik des russisch-orthodoxen Christentums. Heidelberg, 1989.

21. Kalberg S. Max Webers Typen der Rationalität. Grundsteine für die Analyse von Rationalisierung-Prozessen in der Geschichte // Max Weber und die Rationalisierung Sozialen Handelns. Stuttgart, 1981.

22. Makimoto T., Manners D. Digital nomad. Wiley, 1997

23. Schluchter W. Rationalismus der Weltbeherrschung. Studien zu Max Weber. Frankfurt-am-Main, 1980.

24. Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. B. I. Konfuzianismus und Taoismus. Tübingen, 1923а.

25. Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. B. II. Hinduismus und Buddhismus. Tübingen, 1923b.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх