Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций

 
Код статьиS013216250008796-8-1
DOI10.31857/S013216250008796-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Московский государственный психолого-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент; заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Российская государственная детская библиотека
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения
Аффилиация: Российская государственная детская библиотека
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 3
Страницы3-15
Аннотация

В статье описываются особенности событийности детства на примере двух условных поколений молодежи – Y и Z. Дается обоснование нового понятия «событие детской жизни» – события повседневной жизни, которое выделяется в потоке жизни как необходимое средство взросления и совершается самим ребенком, а не взрослыми по отношению к нему. Раскрываются методические возможности изучения событийности взросления с помощью авторской методики «Событийность поколения Z». Авторы предлагают моделировать социально-исследовательскую конструкцию событийности детства на основе выстраивания отдельных эпизодов жизни в цепочку взросления. Доказано, что возраст прохождения событий взросления связан с местом проживания, социально-экономическим положением семьи, составом семьи. Отмечаются факты сужения пространства детской самостоятельности и «продления детства», а также парадоксы событийности детства как не последовательные, не логичные с точки зрения развития и воспитания детей, действия. Демонстрируется ограниченность применения современной теории генераций XYZ: проблематичность проведения четкой границы между поколениями на рубеже веков.

Ключевые словапоколение, детство, молодежь, событие, событие детства, событийность, социология детства, взросление
Получено13.03.2020
Дата публикации16.03.2020
Кол-во символов27193
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1641

Оценка читателей: голосов 0

1. Аланен Л.М. Теория пересечений и другие вызовы теоретизирования детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 94–97. DOI: 10.7868/S0132162518030108.

2. Блоссфельд Х.-П., Хъюнинк И. Исследования жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1(34). С. 15–43.

3. Василевская К.Н., Кабардов М.К., Нуркова В.В. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти // Психологические исследования. 2011. № 2(16). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/462-vasilevskaya-kabardov-nurkova16.html (дата обращения: 11.10.2019).

4. Колпакова О.И., Одинокова В.А., Русакова М.М. Сексуальная эксплуатация российских детей // Петербургская социология сегодня. 2018. № 9. С. 62–77.

5. Мирошкина М.Р. Интерпретация теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 30–35.

6. Митрофанова С.Ю. (Не)законченное детство современных юношей и девушек // Вестник ВЭГУ. 2019. № 2(100). С. 89–96.

7. Митрофанова С.Ю. Современные тенденции в зарубежных социологических исследованиях детства (на основе тематики журнала «Детство: глобальный журнал исследований ребенка») // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Моногр. / Отв. ред. С.Н. Майорова-Щеглова. М.: РОС, 2017. С. 78–100.

8. Митрофанова С.Ю. Точки отсчета и конструкты «взрослости» в представлениях детей о своей будущей жизни // Вестник РГГУ. 2015. № 7(150). С. 131–138.

9. Нуркова В.В. Память // Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006. Т. 3.

10. Петрова Е.А. Детские психотравмы: проблема отсроченного влияния на личность взрослого человека // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2014. № 79. С. 96–99.

11. Поколенческий подход в гуманитарных науках // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4(6). С. 139–150.

12. Попов Н.П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 309–323.

13. Пуговкина О.Д. Глобализация автобиографической памяти (феномен, механизмы, эмпирические исследования) // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 126–134. DOI: 10.17759/jmfp.2018070312.

14. Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российское общество / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ВШЭ, 2019.

15. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15-33. DOI: 10.7868/S0132162518030029

16. Садыкова Х.Н., Хаматханова М.А. Поколенческие изменения ценностных ориентаций: методика и результаты исследования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 1. С. 58–61.

17. Сайко Э.В. Поколенное измерение жизненных пространств человека // Мир психологии. 2009. № 3(59). С. 167–176.

18. Сапогова Е.Е. Событие в структуре биографического текста // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 60–64.

19. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 75.

20. Чудинова В.П. Поколения начала XXI века: новые подходы к изучению // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: колл. моногр. / Науч. ред. С.Н. Майорова-Щеглова. М.: РОС, 2017. С. 58–77.

21. Щеглова С.Н. Определение границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости // Молодежь 97: надежды и разочарования. М.: НИЦ ИМ, 1997. С. 157–166.

22. Эльконин Б.Д. Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II) // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 1. С. 11–19.

23. Blossfeld H.-P., Rohwer G. Techniques of Event History Modeling. New Approaches to Causal Analysis. 2. überarbeitete Auflage. Mawah, NJ: Erlbaum, 2001.

24. Fivush R., Berlin L.J., Cassidy J. Functions of Parent-child Reminiscing about Emotionally Negative Events // Memory. 2003. Vol. 11. P. 179–192.

25. Mayer K.U. Lebenslaufsforschung // Voges W. (Hrsg.) Methoden der Biographie- und Lebenslaufsforschung. Opladen: Leske + Budrich, 1987. S. 51–73.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх