The Class Teacher in the School Today

 
PIIS013216250005489-0-1
DOI10.31857/S013216250005489-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Scientific Researcher
Affiliation: Moscow City Pedagogical University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 6
Pages133-139
Abstract

The social role of the class teacher in the Moscow school and its specific functions of training infrastructure coordinator and organizer are considered. An attempt is made to measure the significant differences between the professional activity of the class teacher and the ordinary teacher. The perception of the class teacher functional duties by parents of pupils is compared with the teachers’ perception. The conclusion about new conditions of the class teacher professional activity is based on the data analysis of sociological surveys. Modern school requires from a class teacher in the first place intensive communication with parents, ability to resolve emerging conflicts between teachers and parents, and also among pupils. Today the class teacher takes on the complex role of a mediator, who is responsible for the safety and functioning of the school environment in general, and because of modern technology, he has to be always and everywhere «in touch».

Keywordsschool, class teacher, professional qualities, managerial competence
Received26.06.2019
Publication date26.06.2019
Number of characters14069
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Модернизация современной школы приводит к изменению характеристик профессиональной деятельности и к переоценке значимости учителя в обществе [Ильин, 2017: 56]. В потоке изменений меняются требования к администрации школы, к регулярным обязанностям учителей и, особенно, к функциям классных руководителей. Классный руководитель обретает новую социальную значимость. Являя собой главное связующее звено между родителями и школой в целом, он становится не только коммуникатором, но также организатором и проектным менеджером.
2 Лаборатория управления проектами МГПУ провела исследование практик взаимодействия педагогов и родителей, по результатам которого предпринята попытка описать с помощью количественных данных специфику работы классного руководителя по сравнению с «обычным» учителем-предметником, не являющимся классным руководителем (далее в тексте – «предметник»). Речь пойдет не только о его существенно бóльшей загруженности, но также об особенностях ролевых требований и родительских ожиданий.
3 Анкетный опрос проводился в 2018 г. в два этапа (в апреле и в мае). На первом этапе было опрошено 1800 школьных работников. В выборку вошли представители всех современных школьных должностей, в том числе 93% – учителя, из которых 65% осуществляли классное руководство. На втором этапе дополнительно было опрошено 400 учителей и 400 родителей обучающихся по одинаковым вопросам, адаптированным для разных категорий опрошенных. Репрезентативность этой случайной выборки была проверена по трем параметрам (пол, трудовой стаж работников и средний уровень педагогической нагрузки в неделю). Проверка показала, что выборка репрезентативна для московских учителей в целом.
4

Коммуникационная нагрузка классного руководителя.

5 Прежде всего, была проанализирована разница объема взаимодействия с родителями у классного руководителя и у «обычного» учителя (который ведет только свой предмет). По времени занятость предметника составляет 54% от занятости классного руководителя (соответственно 4,8 и 8,9 часов в неделю).
6 На рис. 1 представлено распределение ответов на вопрос «Каким образом и сколько времени в среднем за неделю Вы тратите на взаимодействие с родителями?» Респонден- там предлагалось оценить, сколько времени у них уходит на заполнение электронного журнала и электронного дневника (ЭЖ и ЭД), использование форм обратной связи на сайте школы, участие в заседаниях Управляющего совета школы, посещение родительских собраний, обмен сообщениями при помощи мобильной связи (смс, Telegram, Viber, WhatsApp и т.п.), звонки по телефону, встречи в школе, электронные письма, обмен сообщениями в социальных сетях. Расчет производился следующим образом: ответ 0–30 минут считался как 15 минут, 30–60 минут – как 45 минут, 1–2 часа – как 90 минут и т.д. Все ответы суммировались по формам общения, по каждой из них высчитывалось среднее значение для группы классных руководителей и для группы предметников (рис. 1).

Number of purchasers: 2, views: 871

Readers community rating: votes 0

1. Ilyin V.A., Leonidova G.V., Golovchin M.A. (2017) Russian Teacher in the Reformed Society: Regional Outlook. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 3: 51–57. (In Russ.)

2. Kolomiets V.P. (2017) Sociology of Mass Communication in Society of Communicative Abundance. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 6: 3–14. (In Russ.)

3. Kondratenko E.V., Kurochkinа L.V. (2014) The Role of the Class Teacher in the Organization of Psychological and Pedagogical Support of Professional Self-determination of Pupils in the Context of Profile Training. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Socio-economic and Social Sciences]. No. 5–2: 36–40. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up