Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация

 
Код статьиS013216250004969-8-1
DOI10.31857/S013216250004969-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Декан факультета социологии
Аффилиация: Российский государственный социальный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Профессор кафедры социологии
Аффилиация: Российский государственный социальный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заведующий лабораторией социологического анализа факультета социологии
Аффилиация: Российский государственный социальный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 5
Страницы150-157
Аннотация

Авторы данного исследования стремились выяснить, почему молодых китайских граждан, приезжающих поступать в российские университеты, не слишком много. Исследование сфокусировано на выявлении образовательных и жизненных потребностей китайской студенческой молодежи в России – ее мотивации и демотивации в выборе страны обучения, особенностях интериоризации на рынке труда, самореализации после получения профессии в российских университетах. Выявлены проблемные точки российско-китайского образовательного сотрудничества. Несмотря на ежегодный рост в российских университетах численности студентов из КНР, университеты высокоразвитых западных стран привлекают их значительно больше, поскольку образование, полученное в этих странах, дает молодым китайским студентам больше возможностей на рынке труда.

Ключевые словаглобальный образовательный рынок, китайские студенты, академическая мобильность, образовательная мобильность, образовательный обмен
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках внутреннего гранта Российского государственного социального университета (РГСУ, Москва) (Приказ №486 от 02.04.2018).
Получено05.06.2019
Дата публикации05.06.2019
Кол-во символов26150
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В настоящее время Китай является крупнейшим в мире «экспортером» студентов вследствие не только исключительной многочисленности граждан КНР как нации, но и, самое главное, стремления страны упрочить лидирующие позиции в мировом производстве. Правительством КНР предпринимаются системные шаги по увеличению числа китайских граждан, получающих образование за границей. По данным Министерства образования КНР, только в 2016 г. КНР отправила учиться за границу 544,5 тыс. студентов1, в 2017 г. их число составило уже 608,4 тыс.2. Эта политика КНР находит отклик у российского правительства, которое стремится налаживать со своим соседом взаимовыгодные отношения. Россия и Китай проводят политику содействия развитию взаимного культурного обмена и межвузовской кооперации, продвижению изучения русского языка в Китае и китайского языка в России. Запланировано довести количество участников академических обменов между двумя странами к 2020 г. до 100 тыс. человек3. 1. Китай стал крупнейшим поставщиком иностранных студентов в мире и главной страной назначения в Азии для иностранных студентов // Жэньминь Жибао. 07.03.2017. URL: >>>> (дата обращения: 21.05.2018.)

2. 2017年出国留学、回国服务规模双增长 // Ministry of Education of the PRC URL: >>>> (дата обращения: 02.05.2018).

3. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. URL: >>>> (дата обращения: 07.06.2018).
2 Россия входит в десятку стран, куда чаще всего направляются китайские студенты: если в 2015 г. их число составило 20,2 тыс.4, то в 2017 г. оно увеличилось до 28 тыс. обучающихся [戴慧, 2018]. В то же время основная часть китайских студентов направляется учиться в более развитые страны – в США (более 260 тыс. студентов), Канаду, Австралию, Японию, страны Западной Европы. По числу студентов из Китая Россия примерно сопоставима с Германией, где тоже учится около 20 тыс. китайских студентов. Между тем низкий приток китайских студентов в Россию – это фактор, тормозящий развитие российско-китайских отношений в ближайшие десятилетия. 4. Foreign enrolment in Russia triples over past decade. URL: >>>> (дата обращения: 10.05.2018).
3 В 2018 г. лабораторией социологического анализа факультета социологии РГСУ было проведено социологическое исследование «Академическая мобильность китайских студентов в России», некоторые результаты которого изложены в данной статье. Главная цель этого исследования – выявление причин относительной слабости российских университетов в борьбе за китайских студентов на глобальном образовательном рынке.
4 Исследование осуществлено с использованием качественных методов, выборка целевая. С помощью авторского социологического инструментария проведены 28 полуформализованных интервью с китайскими студентами в возрасте от 19 до 27 лет, обучающимися в РГСУ, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, МГУ, БГУ, МГМУ им. Сеченова, МГТУ «Станкин», ТюмГНГУ5. Интервьюируемые различались по сроку проживания в России: самый короткий срок – 6 месяцев, самый продолжительный – 8 лет. 5. В целях сохранения анонимности респондентов в статье их имена обозначены инициалами.
5

Мотивы китайских студентов учиться в России.

6 Первый важный мотив китайских студентов – это сравнительная дешевизна или даже бесплатность обучения: несколько интервьюируемых приехали учиться в Россию по программе академического обмена, что позволяет им учиться в российских университетах совершенно бесплатно. Для привлечения иностранных граждан на обучение в российские образовательные организации и создания для них привлекательных условий Правительством Российской Федерации выделено 15 тыс. мест по специальной квоте на бесплатное обучение иностранных граждан (в том числе и граждан КНР)6. 6. Прием иностранных граждан в рамках квоты. URL: >>>> (дата обращения: 11.04.2018).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 637

Оценка читателей: голосов 0

1. Tanatova D., Pogosyan V., Korolyov I., Chernikova A. Russia-China: educational mobility of Chinese students // J. Ponte, 2018. Vol. 74. № 8(1). P. 214–223. doi: 10.21506/j.ponte.2018.8.16.

2. 戴慧. 留学俄罗斯 为未来储备人才 // 中国教育新闻网-中国教育报. URL: http://www.jyb.cn/zgjyb/201806/t20180608_1103688.html (дата обращения: 25.04.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх