Social activity of the student youth: factor and cluster analysis

 
PIIS013216250004594-6-1
DOI10.31857/S013216250004594-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior lecturer of Sociology Department
Affiliation: Novosibirsk state university of economics and management
Address: Russian Federation, Novosibirsk
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 4
Pages133-141
Abstract

The article presents a factor and cluster analysis of the social activity of student youth. The empirical basis of the study was the results of a survey of students in Novosibirsk. 1074 students from the largest universities of the city were interviewed. The use of factor analysis has made it possible to identify the orientation of the social activity of student youth, the motives that guide students in the manifestation of the social activity. Due to factor analysis students were distributed according to the directions of activity in the university such as focus on management, focus on organizing events, focus on participation in events, focus on sport activity, focus on research work. Through the cluster analysis four homogeneous groups of students were singled out, which are depend on the social activity. The identified orientations, motives, factors and types can be useful for developing techniques and technologies for involving young people in active social participation.

Keywordsactivity, social activity, student youth, factor analysis, cluster analysis, youth policy
Received28.05.2019
Publication date28.05.2019
Number of characters27428
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Постановка проблемы.

2 В связи с учреждением Министерства науки и высшего образования РФ, а также трансформацией структуры вузов в соответствии с новым типом высшего учебного заведения – университета 3.0, возникает вопрос о способах социальной интеграции молодежи в деятельность вуза в соответствие с новыми реалиями.
3 В основе современной молодежной политики, как зарубежной, так и отечественной, лежит идея о необходимости предоставления молодежи возможностей для социального становления, включения ее в жизнь общества и создания для этого определенных условий. Основные инструменты включения – неформальное обучение молодежи, а также ее активная интеграция в решение проблем местного сообщества [Смирнов, 2014: 73]. Одним из наиболее активных агентов социализации молодежи является вуз, способный реализовывать сформулированные задачи. Неслучайно он рассматривается как ядро социальных центров, а главная цель этого – активизация развития сообщества и социальная интеграция. Поскольку с вузами сотрудничают власти, преподаватели, работодатели и различные социальные группы, они становятся центром поддержки общественной активности и солидарности [Яковлев, 2015: 12].
4 Сетевая, креативная, инновационная и предпринимательская модели университета выделяются в качестве основных моделей университета 3.0. Для формирования и развития социальной активности студенческой молодежи, а также ее интеграции в социально-экономическую деятельность наиболее подходит модель креативного университета, где «в качестве основной темы входит творческое пространство, создающее синергию познавательной деятельности и среду для привлечения талантов» [Карпов, 2017: 119]. Творчество в университетах – ключевой фактор для решения социально-экономических проблем и основная движущая сила развития общества знаний. Инновационный и предпринимательский университет формирует компетенции студентов в социально-экономической сфере, способствуя их включению в экономическую деятельность.
5 Как отмечает Ю.Г. Волков, современная модель активности направлена на реализацию диалога между различными группами населения, «формируется новый тип социальной активности, ориентированный на последовательную жизненную позицию, связанную с признанием личного успеха в соотнесении с влиянием на общественные интересы» [Волков, 2017: 46]. Отметим, что актуализация проблематики активности служит признаком потребности общества в участии как механизме мобилизации ресурсов [Скалабан, 2015: 226]. Однако активность участия не может быть распределена между членами сообщества равномерно, в социальных группах всегда формируются определенные ролевые позиции. Любые объединения состоят как из активных, так и пассивных участников; последние составляют большинство [Скалабан, 2015: 258]. Но и те, и другие располагают определенным социальным потенциалом, который можно использовать для вовлечения молодежи в неформальное обучение, разработку и реализацию различных решений на локальном уровне социального управления. Это подтверждают данные опроса студентов, в ходе которого большинство «высоко оценивают значение конструктивного сотрудничества молодежи и управленческих структур, и считают, что повышению социально-политической активности студентов будет способствовать привлечение молодежи к принятию управленческих решений на уровне вуза или города» [Тевлюкова и др., 2016: 256]. В данной статье выделены: типология студентов в зависимости от проявления социальной активности, ряд факторов и ориентаций социальной активности студентов, что может быть полезно для создания методик или технологий социальной интеграции молодежи на разных уровнях.

Number of purchasers: 2, views: 518

Readers community rating: votes 0

1. Bourdieu P. (2005) Sociology of Social Space. M.: Institute of Experimental Sociology; Saint Petersburg: Aletheia. (In Russ.)

2. Volkov Yu.G. (2017) Solidary Activity in Russian Society: Creative Practice. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 2: 41–48. (In Russ.)

3. Giddens A. (2003) The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. Moscow: Akadem. proekt. (In Russ.)

4. Karpov A.O. (2017) University 3.0 – Social Missions and Reality. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 9: 114–124. (In Russ.)

5. Kravchenko S.A. (2011) Dictionary of the Latest Sociological Vocabulary: Theories, Concepts, Personalities (with English Equivalents). Moscow: MGIMO-Universitet. (In Russ.)

6. Kolomenskaya A.S. (2015) Social Well-being of Student's Youth in the Conditions of Modernization of Russian Society. Vestnik Omskogo Universiteta. Seriya: Economika [Bulletin of Omsk University. Ser. Economics]. No. 3: 201–207. (In Russ.)

7. Lukov V.A. (2012) Youth Theories: Interdisciplinary Analysis. Moscow: Kanon +. (In Russ.)

8. Scalaban I.A. (2015) Public Participation: Theory and Practice of Social Construction. Novosibirsk: NGTU. (In Russ.)

9. Smirnov V.A. (2014) Youth Policy: the Experience of System Description. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 3: 72–80. (In Russ.)

10. Tevlyukova O.Yu., Rovbel S.V., Naumova E.V. (2016) Socio-political Activity of Students of a Large City (Based on Research Materials). Vestnik NGUEHU [Bulletin NSUEM]. No. 1: 248–258. (In Russ.)

11. Touraine A. (1998) The Return of the Person. Sketch of Sociology. Moscow: Nauchnyi mir. (In Russ.)

12. Yakovlev I.G. (2015) Scenarios for the Development of Russian Higher Education. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. No. 9: 4–26. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up