Special Education for Children with Limited Health Abilities: Factors of Inequality Regions

 
PIIS013216250004278-8-1
DOI10.31857/S013216250004278-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Laboratory for Socio-Economic Issues of Human Development and Quality of Life, Institute of Socio-Economic Studies of Population of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 3
Pages49-62
Abstract

The article reviewed trends in the special education in Russia under the conditions of decentralization. It shows the level of regional inequalities in the share of children with special educational needs to the total number of schoolchildren, their distribution by forms of education, comprising the data with developed countries. On the basis of the analysis of foreign studies it identifies the inequality factors characterizing population and territories that feature growing number of children with special educational needs, clue to unsuitable conditions of education. It specifies socio-economic and demographic (including territorial) factors specific for Russia, that are related to high share of children with special educational needs in the number of schoolchildren, selecting a group of regions with low living standards and low population density. Most significant factors are population density and settlement type, that predetermine worse conditions for finding out children with special educational needs. Selected groups of regions are specified with significantly high proportion of children with special educational needs, share of children with development delay, share of children with special educational needs in general classes, in special classes or in special schools. The information base of the research in the Russian Federation subjects was the federal statistics data provided by Rosstat and the RF Ministry of Education and Science for the period from 2011 to 2015.

Keywordschildren with special educational needs, children with disabilities, special education, regional disproportions, educational inequality, regional disproportions of special education, disability and education policy
Received20.03.2019
Publication date25.03.2019
Number of characters32497
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Образованию детей-инвалидов и детей с ОВЗ уделяется особое внимание в современной государственной политике. В обновленной программе «Развитие образования», а также в проекте плана Министерства образования и науки РФ сделаны важные шаги в сторону комплексного подхода к решению проблемы специального образования. С одной стороны, совершенствуются образовательные программы (от раннего развития до профессиональной подготовки), укрепляются формы организации обучения (в обычных (инклюзивных) и специальных классах, в специальных школах)1. С другой стороны, вводятся меры по субсидированию среднего профессионального и высшего образования в субъектах РФ2. Сдвиги в сторону региональной политики, пока еще не столь значительные, наметили тенденцию к сокращению регионального неравенства в специальном образовании. Децентрализация специального образования, основанная на передаче полномочий регионам без финансовой поддержки со стороны центра3, привела к ухудшению условий обучения [Кулагина, 2017]. Низкий уровень расходов на образование и региональные диспропорции не способствуют расширению возможностей детей, нуждающихся в дополнительной помощи4. Между отдельными субъектами РФ наблюдаются значительные различия в численности школьников с инвалидностью и с ОВЗ, в их распределении по формам обучения [Кулагина, 2015]. 1. Ведомственный комплексный план Министерства образования и науки РФ по развитию систем образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы (проект).

2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы РФ “Развитие образования”».

3. Федеральные законы от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» и от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии… государственным (муниципальным) учреждением».
2 Факторы неравенства в российском специальном образовании до настоящего времени не изучены. Статистическое наблюдение сформировалось относительно недавно, поэтому ориентиры для развития региональной политики не определены. Согласно зарубежному опыту, неравенство в условиях обучения школьников со специальными образовательными потребностями взаимосвязано с социально-экономическими, демографическими и территориальными факторами. Диспропорции в доступности образования, как правило, означают, что часть детей не получают необходимой поддержки и обучаются в неподходящих условиях [Sullivan, 2011; Schafer, 2017]. В последние годы социально-экономический и демографический (включая территориальный) аспект неравенства выделен международными организациями. Рост регионального неравенства в распределении ресурсов, усиленный под нажимом децентрализации5, ставит под угрозу благополучие и качество жизни населения. Возникает необходимость повысить внимание к территориальным единицам, уточнить понятия «удаленных», «труднодоступных» и «сельских» поселений [OECD, 2016]. Цель статьи — на основе данных статистического наблюдения выявить факторы неравенства в специальном образовании между субъектами РФ. 5. OECD. (1997) Managing across Levels of Government. Paris: OECD, 1997.
3

Региональные различия в специальном образовании.

4 Ученики с ОВЗ могут быть, а могут не быть инвалидами. В российском законодательстве об образовании той и другой группе детей гарантируются условия обучения, их нормативно-правовое обеспечение регулируется тремя ведомствами6. Причины и принципы их разделения не разъяснены. В статистическом наблюдении школьники – с инвалидностью и с ОВЗ – распределены на одни и те же виды нарушений7, не имеют различий в формах организации обучения. Между тем специальные условия ориентированы на учеников с ОВЗ. Ученики с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, которым рекомендованы специальные условия или обучение на дому, охвачены статистическим наблюдением наиболее полно. Учет детей-инвалидов (ДИ), не получающих рекомендаций, не упорядочен. 6. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н

7. Виды нарушений: неслышащие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, с речевой патологией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью. См.: Форма № Д-9, 2011–2015 гг.

Number of purchasers: 2, views: 658

Readers community rating: votes 0

1. Gavrikova N.I., Stepanova S.N. (2015) Prioritetnye napravleniya optimizacii deyatel'nosti territorial'noj PMPK Surgutskogo rajona HMAO–Yugry. In: Alekhina S.V. (ed.) Activities of Psychological, Medical and Pedagogical Commissions in Modern Conditions: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Novosibirsk: Izd-vo NGPU: 164–170. (In Russ.)

2. Kulagina E.V. (2017) Social Policy and Disability in Welfare States and in Russia: Transition to Independent Life and Inclusion. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security]. No. 10. Iss. 13: 1944–1971. (In Russ.) DOI:24891/ni.13.10.1944.

3. Kulagina E.V. (2015) Schooling of Disabled Children and the Children with Special Educational Needs: Tendencies and Criteria of Regulation. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 9: 94–101. (In Russ.).

4. Education in Russia – 2016. Statistical Bulletin. (2016) Moscow: MIREA.

5. Russian Regions: Socio-economic Indicators. 2016. (2016) Stat. collection / Rosstat. Moscow. (In Russ.)

6. Berry A.B., Gravelle M. (2013) The Benefits and Challenges of Special Education Positions in Rural Settings: Listening to the Teachers. Rural Educator. Vol. 34. No. 2: 1–13.

7. Coleman T.J. (2000) Culturally Appropriate Assessment for Children Living in Rural Areas. Contemporary Issues in Communication Science and Disorders. Vol. 27: 117–126.

8. Drudy S., Kinsella W. (2009) Developing an Inclusive System in Rapidly Changing European Society. International Journal of Inclusive Education. Vol. 13. No. 6: 647–663. DOI: 10.1080/13603110802106170.

9. Halfon N., Houtrow A., Larson K., Newacheck P.W. (2012) The Changing Landscape of Disability in Childhood. The Future of Children. Vol. 22. No. 1: 13–42.

10. Hosp J.L., Reschly D.J. (2004) Disproportionate Representation of Minority Students in Special Education: Academic, Demographic, and Economic Predictors. Exceptional Children. Vol. 70. No. 2: 185–199.

11. Lipman E.L., Offord D.R., Boyle M.H. (1994) Relation between Economic Disadvantage and Psychosocial Morbidity in Children. Canadian Medical Association Journal. Vol. 151. Iss. 4: 431–437.

12. McCann C. (2014) The Evolution of Federal Special Education Finance in the United State. New America Education Policy Program. Washington.

13. Meijer C., Soriano V., Watkins A. (eds) (2003) Special Needs Education in Europe. Denmark: Thematic Publication. European Agency for Development in Special Needs Education Publishing.

14. Michalíka J., Voženílek V. (2014) Organizational and Territorial Model of Identification of Special Educational Needs in the Czech Republic. Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 112: 1137–1148. DOI: 1016/j.sbspro.2014.01.1278.

15. NESSE. (2012) Education and Disability/Special Needs: Policies and Practices in Education, Training and Employment for Students with Disabilities and Special Educational Needs in the EU. As of 30 March 2013.

16. OECD. (2007) Students with Disabilities, Learning Difficulties and Disadvantages. Policies, Statistics and Indicators. Paris: OECD.

17. OECD. (2016) Regions at a Glance 2016, OECD Publishing, Paris: OECD. DOI: 10.1787/reg_glance-2016-en.

18. Parsons S., Lewis A., Davison I., Ellins J., Robertson C. (2009) Satisfaction with Educational Provision for Children with SEN or Disabilities: A National Postal Survey of the Views of Parents in Great Britain. Educational Review. Vol. 61. No. 1: 19–47. DOI: 10.1080/00131910802684755.

19. Schafer M.J., Khan S.S. (2017) Family Economy, Rural School Choice, and Flexischooling Children with Disabilities. Rural Sociology. Vol. 82. Iss. 3: 524–547.

20. Somersalo N., Solantaus T. (2001) Economic Recession and Inequality in Education: Children Needing Special Services in Focus. Scandinavian Journal of Educational Research. Vol. 45. No. 3: 233–248. DOI: 1080/00313830120074187.

21. Sullivan A.L. (2011) Disproportionality in Special Education Identification and Placement of English Language Learners. Exceptional Children. Vol. 77. No. 3: 317–334. DOI: 10.1177/001440291107700304.

22. Richmond M., Fairchild D. (2013) Financing the Education of High-Need Students. Washington, DC: Thomas B. Fordham Foundation.

Система Orphus

Loading...
Up