О последствиях реформ в сфере образования (по итогам конференции «Образование: молодежь, конкурентоспособность»)

 
Код статьиS013216250003757-5-1
DOI10.31857/S013216250003757-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Тюменский государственный университет
Западно-Сибирский филиал ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Аффилиация:
НИЦ ФЭИ
Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 1
Страницы150-152
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено15.03.2019
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов9639
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 21–22 сентября 2018 года в Тюмени состоялась Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 80-летию академика РАО, научного руководителя Тюменского государственного университета проф. Г.Ф. Шафранова-Куцева. В работе конференции приняли участие более 110 ученых и практиков из России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Македонии, Польши, США и ФРГ.
2 Конференцию с поздравлениями в адрес юбиляра открыл В.Н. Фальков (ректор ТюмГУ, Тюмень). В своей речи он акцентировал внимание, как концепция конкурентоспособного вуза реализовывалась на практике Г.Ф. Шафрановым-Куцевым, постепенно превращая ТюмГУ в один из ведущих университетов страны. К поздравлениям и приветственным словам присоединился проф. Г.С. Корепанов (ЗСФ ФНИСЦ РАН). Он подчеркнул актуальность темы конференции, посвященной обсуждению больших вызовов, которые стоят перед российским обществом, образованием и наукой.
3 Мы исходим из того, что в сообщениях о научных мероприятиях не надо следовать протоколу (кто и с чем выступал), а излагать новые идеи, которые прозвучали и обогатили наше знание об изучаемых процессах. Поэтому кратко обозначим выводы из дебатов по негативным последствиям преобразований в системе высшей школы, прозвучавшие на сессиях конференции.
4 Отметим выступление член-корр. РАН Ж.Т. Тощенко (зав. кафедрой теории и истории социологии РГГУ, Москва) «Современные проблемы российского высшего образования». Критически рассматривая современные тренды российского образования, он оценил их как негативные, а навязываемый сверху «компетентностный подход» как «квазиоткрытие», где торжествует бюрократизация и ужесточение контроля, ликвидация творчества и научно-педагогического поиска (не стало авторского преподавания), произвол и неясность в оплате труда, резкое повышение трудовой нагрузки преподавателей, временность трудовых договоров, их правовая незащищенность, подчинение коммерческим началам в обучении студентов, «прекаризация университетской жизни», «пребендиализм» и др.
5 Исходя из постулата о том, что высшее образование невозможно рассматривать в отрыве от других социальных институтов, задающих ключевые параметры институциональных изменений, Ж.Т. Тощенко подверг критике позицию А.Ю. Чепуренко, который по сути присвоил российскому «предпринимательскому университету» статус «центра прибыльности». Если понимать «Университет 3.0» как «институт реального подчинения академического труда капиталу»1, происходит подмена понятий: на самом деле, реальная проблема состоит в том, что в России сейчас нет крупного капитала в том смысле, в каком он понимается в цивилизованном мире и концепт «Университет 3.0» – это некая манипуляция и имитация высшего образования в рамках «предпринимательского университета». Переход к новой модели «образовательного супермаркета» в форме «предпринимательского университета», где потребитель выбирает продукты, которые сам считает необходимыми – сомнителен, а в качестве реалистического сценария – просто гибельный для провинциальных вузов. 1. Чепуренко А.Ю. Маркс в университете 3.0? // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 27.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1609

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх