Профессиональная этика в контексте социологии профессий: обзор зарубежных концепций

 
Код статьиS000523100000168-8-1
DOI10.31857/S000523100000168-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Национально исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва.
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 7
Страницы87-94
Аннотация

Статья посвящена анализу избранных концепций профессиональной этики, развиваемых в западной социологии занятий и профессий в связи с классическими и современными идеями социологии морали. Анализ включает характеристику понимания профессиональной морали в различных подходах социологии профессий с акцентом на развитие дюргеймовской перспективы и ключевыми концепциями профессионализма – функционалистской, критической, континентальной и англо-американской. Дается экспликация понятий этичного знания, морального стресса и моральной интуиции, которые являются важными в контексте рассмотрения практических аспектов этичного поведения профессионалов с отсылкой к последним исследованиям в дисциплинарной области социологии морали. Поднимаются вопросы теоретического анализа профессиональной этики, социологического изучения морали и этики и намечается перспектива исследований.

Ключевые словапрофессии, моральная интуиция, моральный стресс, этичное знание, профессиональная этика, социология морали
Получено01.08.2018
Дата публикации22.08.2018
Кол-во символов20085
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В социологии профессий вопрос этических и моральных дилемм в деятельности экспертов всегда был среди ключевых, поскольку, наряду с профессиональными знаниями, в процессе принятия решений эксперты опираются (или должны опираться) на этические нормы своей профессии. Однако этика как часть профессиональной идеологии и как руководство к действию оказывается перед вызовами, связанными с сокращением профессиональной автономии: теперь специалисту нередко приходится выбирать, следовать ли профессиональной этике или организационным правилам. Часто выбор оказывается не пользу первой. Напряжения профессионального этического выбора анализируются в исследованиях и публикациях социологов профессий и занятий. Статья представляет обзор классических и современных идей в исследованиях морали и социологии профессий и посвящена рассмотрению перспектив анализа профессиональной этики с учетом выборов, с которыми сталкиваются профессионалы в своей деятельности1. 1. Статья основана на материалах главы [Абрамов, 2017].
2

Профессиональная этика в контексте социологических моделей профессионализма.

В специальной литературе термины профессиональная «этика» и «мораль» часто используются как синонимы. Есть и различения: об этике говорят в связи с наличием кодексов этичного поведения специалистов, принципы которого эксплицитно представлены в письменном виде, а мораль отсылает к нормативному комплексу, регулирующему поведение профессионалов, отдельные принципы которого не всегда проговариваются, но являются формой нормативного знания.

3 Г. Спенсер характеризовал профессии как социальные институты, в чьи функции входило «повышение качества жизни» обществ. В связи с этим не следует забывать о нормативном знании, которое служит восприятию уникальной миссии профессионалов в качественном прогрессе обществ и является руководством к практическому действию. М. Вебер показывал вовлеченность в профессию через призвание – этически обусловленную форму служения своему делу, а в социологических интерпретациях профессий Э. Дюркгейма речь шла о профессиональной морали. Он констатирует, что нравственные нормы, солидарность, коллективное сознание – «клей» профессиональных сообществ, которые формируются в результате разделения труда, хотя это также можно отнести к видам нормативного обыденного знания2. 2. Здесь мы не будем останавливаться на детальном анализе подхода Дюркгейма к профессиям, поскольку это раскрыто в работе автора [Абрамов, 2005].
4 Дюркгеймовская концепция Homo Duplex3 подразумевает двойственную природу человека, чье поведение с одной стороны основано на природных инстинктах, обусловленных биологическим началом, а с другой – формируется моральным регулированием, нормативным комплексом правил, интегрированным в религиозные и профессиональные системы и составляющим социальные основания общества [Ruonaavara, 1997]. Э. Дюркгейм полагал, что профессиональные группы являются единственными значимыми институциональными акторами, способными осуществить моральную регуляцию в условиях современной капиталистической экономики. Он подчеркивал, что такое моральное регулирование основано не на внешнем дисциплинарном принуждении, но на общих идеях и способах мышления, разделяемых членами профессионального сообщества [Durkheim, 1992]. Дюркгейм относил профессиональную этику к форме морального партикуляризма [Durkheim, 1992: 5]. Согласно этой позиции, различным профессиональным группам следует вырабатывать свою профессиональную мораль, которая позволила бы организовывать деятельность на ясных нормативных основаниях, заполняя пустоту между партикуляристской семейной и универсальной гражданской моралью [Durkheim, 1992]. 3. О проблематике дюркгеймовской концепции дуалистической природы человека в философской перспективе см. [Дюркгейм, 2013; Юдин, 2013].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 541

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамов Р.Н. Теоретическая характеристика профессиональной морали в перспективе социологических исследований профессий (Глава 6) // Нормы и мораль в социологической теории: от классических концепций к новым идеям. М.: Весьмир, 2017. С. 157-187.

2. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: КомКнига, 2005.

3. Де Джордж Р.Т. Деловая этика / Пер. с англ. В 2-х томах. Т.2. СПб.-Москва: Прогресс, 2001.

4. Дюркгейм Э. Дуализм человеческой природы и его социальные условия.// Социологическое обозрение. 2013. № 2(12). С. 133-145.

5. Коллинз Р. Четыре социологических традиции / Пер. с англ. М.: Территория будущего, 2006.

6. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели: от инстинктов к сотрудничеству / Пер. с англ. М.: Эксмо, Династия, 2014.

7. Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. М.: Дрофа, 2008.

8. Юдин Г. Коллективное и индивидуальное в философской антропологии Э. Дюркгейма// Социологическое обозрение. 2013. № 2(12).С.122-132.

9. Якимова Е.В. Феномен морали в контексте биологии и нейронауки: pro & сontra. (Аналитический обзор)//Социологический ежегодник, 2015–2016: Сб. науч. тр.Сер. "Теория и история социологии" / Отв. ред. О.А. Симонова, М.А. Ядова. М., 2016. С. 67-92.

10. Abbott A. Professional Ethics // American Journal of Sociology. 1983. Vol. 88. No. 5. P. 855-885.

11. Ball S. Education reform as social barbarism: Economism and the end of authenticity // Scottish Educational Review. 2004. No. 1. Vol. 37. P. 4–16.

12. Bolender J. The genealogy of the moral modules // Minds and Machines. 2003. Vol.13.No. 2. P. 233-255.

13. Bloom P. How children learn the meanings of words. Cambridge: MIT Press, 2000.

14. Campbell E. The ethical teacher. Maidenhead, UK: Open University Press McGraw-Hill, 2003.

15. Campbell E. The Ethics of Teaching as a Moral Profession. Review of the Literature // Curriculum Inquiry. 2008. No. 38. P. 357-385.

16. Corrigan P., Sayer D. The Great Arch. English State Formation as Cultural Revolution. Oxford: Basil Blackwell, 1985.

17. Dawson A.J. Professional codes of practice and ethical conduct // Journal of Applied Philosophy. 1994. Vol. 11. No 2. P. 145–154.

18. Durkheim E. Professional Ethics and Civic Morals / Trans. by C. Brookfield. London and New York: Routledge, 1992.

19. Fawkes J. Interpreting ethics: Public relations and strong hermeneutics // Public Relations Inquiry. 2012. No. 1. P. 117–140.

20. Gazzaniga M.S. The ethical brain. N.Y.: Dana press, 2005.

21. Haidt J.The emotional dog and its rational tail: A social intuitionist approach to moral judgement // Psychological review. 2001. Vol. 108. No. 4. P. 814–834.

22. Haidt J. The new synthesis in moral psychology // Science. 2007. Vol. 316. No. 5827. P. 998–1002.

23. Hellawell B. Ethical accountability and routine moral stress in Special Educational Needs professionals. Management in Education. 2015. Vol.29. No3: 119–124.

24. Hoboken N.J., Wiley J., Pizarro D.A., Bloom P. The intelligence of the moral intuitions: A comment on Haidt (2001) // Psychological Review. 2003. No. 110: 193-196.

25. Kalvemark S. Ethical Competence and Moral Distress in the Health Care Sector A Prospective Evaluation of Ethics Rounds Digital Comprehensive Summaries of Uppsala Dissertations from the Faculty of Medicine. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis Uppsala, 2007.

26. Kalvemark S. Living with conflicts – ethical dilemmas and moral distress in the health care system // Social Science & Medicine. 2004. No. 58. P. 1075–1084.

27. Kultgen J. Ethics and Professionalism. Philadelphia: Pennsylvania press, 1988.

28. Larson M.S. The Rise of Professionalism: A Sociological Analysis. Berkeley: University of California Press, 1977.

29. Luban D. Lawyers and justice: an ethical study. Princeton: Princeton University Press, 1988.

30. Ruonavaara H. Exclusion from Home Ownership in Finland. Empirical and theoretical explorations // Scandinavian Housing & Planning Research. 1996. No. 13. P. 47-52.

31. Ruonavaara H. Moral Regulation: A Reformulation // Sociological Theory. 1997. Vol.15. No.3: 277-293.

32. Sciulli D. Continental sociology of professions today: Conceptual contributions // Current Sociology. 2005. No. 53. P. 915–942.

33. Turner B. Preface to the second edition // Durkheim E. Professional Ethics and Civic Morals. Trans. by Cornelia Brookfield. London and New York: Routledge, 1992. P. xiii- xlii.

34. Turner J.H., Stets J.E. Moral emotions // Handbook of the sociology of emotions / Ed. by J.H. Turner, J.E. Stets. N.Y.: Springer, 2006. P. 544–566.

35. Valverde M. Moral Capital // Canadian Journal of Law and Society. 1994. No. 1. P. 213-232.

36. Weaver G.R., Reynolds S.J., Brown M.E. Moral Intuition: Connecting Current Knowledge to Future Organizational Research and Practice // Journal of Management. 2014. No.1. P. 100–129.

37. Wilkins D.B. Redefining the "Professional" in Professional Ethics: An Interdisciplinary Approach to Teaching Professionalism // Law and Contemporary Problems. 1995. Vol. 58. No.3/4. P. 241-258.

38. Winner L. The whale and the reactor: A search for limits in an age of high technology. Chicago: UniversityofChicagoPress, 1986.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх