Образ фланера в ранней лирике В. Я. Брюсова: отечественный и западноевропейский контекст

 
Код статьиS241377150015620-5-1
DOI10.31857/S241377150015620-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 80 Номер 3
Страницы24-41
Аннотация

В статье проанализированы четыре сборника стихов В. Брюсова “Chefs dʼœuvre”, “Tertia vigilia”, “Stefanos” и “Все напевы” с точки зрения наличия в них особого образа автора-наблюдателя, следящего за картинами жизни большого города и анализирующего те внутренние состояния, которые они в нем порождают. Наиболее значимые стихотворения сравниваются с произведениями Ш. Бодлера, прежде всего с текстами, вошедшими в скандально известный сборник “Цветы зла” (Les Fleurs du mal), а также с некоторыми стихотворениями Н. Некрасова. Анализ установленных перекличек демонстрирует интересное взаимодействие в ранней урбанистической лирике Брюсова поэтики, тем и мотивов французского проклятого поэта и мастера русской гражданской поэзии. Первые сборники русского символиста демонстрируют ученичество у Бодлера (Брюсов создает переводы, вольные переложения и стихотворения по мотивам произведений автора “Цветов зла”) и постепенное усвоение образа фланера-художника, который оказался чрезвычайно продуктивным для создания новой символисткой лирики. Взгляд фланера-визионера позволяет не только описывать стремительно меняющуюся урбанистическую реальность, но и создавать ее различные проекции: культурные, исторические и фантасмагорические. Под влиянием французского поэта Брюсов учится видеть красоту в уродстве и сладость в страдании, но не острая душевная мука и отверженность, а скорее светлая меланхолия являются характерной чертой его вариации героя-фланера.

Ключевые словаВ. Брюсов, Ш. Бодлер, Н. Некрасов, символизм, фланер, урбанизм, культурный трансфер
Получено27.06.2021
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов61054
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ХIX век, характеризующийся быстрыми темпами урбанизации, промышленной революцией и техническим прогрессом, вызвал существенные изменения в социальной и культурной жизни городских жителей, отразившиеся и в литературном зеркале. В мировой литературе ХIX в. (западноевропейской, американской, русской) постепенно складывается интересный типаж героя-визионера, который одновременно является частью городской среды, но при этом способен посмотреть на нее с позиции независимого наблюдателя.
2 Подобный тип героя-рассказчика появляется в рассказе Э.А. По “Человек толпы” (1840) в двух разновидностях: обычный праздный обыватель, который в свободное время анализирует архитектуру города, уличные сцены, внешний облик и характер жителей, и странный старик, бесконечно и бесцельно бродящий в толпе. Творчество американского писателя оказало огромное влияние на французского поэта Шарля Бодлера. Он написал в 1856–1857 гг. статьи “Эдгар По, его жизнь и произведения” и “Новые заметки об Эдгаре По”, создал три тома переводов его произведений на французский язык. Бодлера зачаровывали трагическая судьба, неприкаянность и гениальность американского собрата по перу: “Овладевшим Бодлером горьким размышлениям о противоположности прекрасного и реального, поэта и общества, идеально отвечало изучение творчества Эдгара По и его разлада с американской действительностью” [1, с. 258].
3 Закономерно, что герой-фланер, открытый По, становится столь актуален для Бодлера, который, однако, по-новому осмысляет его. Если у По подобное поведение исключительно, окрашено в мистические тона и объясняется ужасными преступлениями, лежащими на совести безумца, за которым следит рассказчик, то в творчестве французского поэта формируется образ фланера-художника, личности неотделимой от городского социума. Его поведение трактуется как особый, но все же нормальный, а не паранормальный способ существования современного человека в большом городе1. От По берет начало мотив скрытности, незаметности человека в толпе, характерный и для Бодлера. Но теперь “человек толпы” – это необязательно преступник или ужасный грешник. Детективно-мистическая составляющая уходит на второй план, а на первый план выходит сладостное, порой даже эротическое визионерство (сонет “Прохожей”, например), приносящие ощущение подлинного существования и позволяющее творить2. Определяя специфику фланера-художника и его отличие от простого зеваки или денди, Бодлер пишет, что художник “ищет нечто, что мы позволим себе назвать духом современности . Он стремится выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в ней поэзию, старается извлечь из преходящего элементы вечного” [3, с. 799]. Этот глубинный посыл лежит в основе и романтизма, и символизма, поэтому бодлеровское умозрительное фланирование оказалось актуальным для русской модернисткой поэзии. 1. Взаимосвязи между образом фланера в творчестве Бодлера и новеллами Э.А. По проанализированы В. Беньямином. В частности он указал на важность рассказа “Человек толпы” для формирования концепции фланерства в эстетике французского поэта [2, с. 45–53].

2. В эссе “Поэт современной жизни” Бодлер с восхищением отзывается о новелле По “Человек толпы” [3, с. 795].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 295

Оценка читателей: голосов 0

1. Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Наука, 1970. С. 233–287.

2. Беньямин В. Бодлер. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 224 с.

3. Бодлер Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. М.: Рипол-классик. 1997. 957 с.

4. Шишмарева Е., Жуков Л. Физиологический очерк // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 11. М.: Худож. лит., 1939. Стб. 713–716.

5. Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000. 287 с.

6. Постоутенко К. Бальзак–Бодлер–Беньямин: фланер в капиталистическом городе // Шарль Бодлер&Вальтер Беньямин: Политика&Поэтика. М.: НЛО, 2015. С. 253–265.

7. Смирнов Д.А. Интеллектуальный фланер в лабиринте культур и времен: теория и практика научного поиска Вальтера Беньямина. Иваново: ИвГУ. 2013. 182 с.

8. Новикова Н. “Мыслящий калейдоскоп” Шарля Бодлера // Новое литературное обозрение. 2015. №4 (134). С. 376–380.

9. Соколова Т.В. Силуэт эксцентрической личности в творчестве Ш. Бодлера // Шарль Бодлер&Вальтер Беньямин: Политика&Поэтика. М.: НЛО, 2015. С. 48–67.

10. Брюсов В. Полн. собр. сочинений и переводов. Т. ХХI: Французские лирики XIX века. СПб.: Сирин, 1913. 296 с.

11. Луков Вл.А., Трыков В.П. “Русский Бодлер”: Судьба творческого наследия Шарля Бодлера в России // Вестник Международной академии наук (русская секция). 2010. № 1. С. 48–52.

12. Маринина Ю.А. Традиции Бодлера и Верлена в творчестве Брюсова // Русская речь. 2007. № 2. С. 46–51.

13. Фонова Е.Г. Рецепция творчества Ш. Бодлера в русском символизме // Соловьевские исследования. 2016. №1 (49). С. 155–169.

14. Таганов А.Н. Бодлеровские отзвуки в русской литературе конца XIX – начала ХХ века // Соловьевские исследования. 2016. №1 (49). С. 123–136.

15. Палий Е. Мотивы французских символистов в сборнике Валерия Брюсова “Шедевры” // Вопросы литературы. 2013. №26 (83). С. 139–148.

16. Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит., 1973.

17. Некрасов Н.А. Избранное: В 2 т. Т. 1. М.: Терра–Книжный клуб, 2007. 446 с.

18. Бурлаков Н.С. Валерий Брюсов. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1975. 240 с.

19. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л.: Сов. писатель, 1986. 404 с.

20. Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Наука, 1970. 480 с.

21. Соколова Т.В. От романтизма к символизму. Очерки истории французской поэзии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 308 с.

22. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 414 с.

23. Маринина Ю.А. Мифологизированный образ города во французской поэзии второй половины XIX века: от Бодлера к символистам. Дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2007. 207 с.

24. Лавров А.В. Брюсов в Париже (осень 1909 года) // Лавров А.В. Русские символисты. Этюды и разыскания. М.: Плеяда-Прогресс, 2007. С. 143–153.

25. Гюго В. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Правда, 1988. 556 с.

26. Тэн И. Бальзак: Этюд Ипполита Тэна. СПб: Я. Берман, 1894. 109 с.

27. Бодлер Ш. Цветы зла. Перевод Эллиса. М.: Заратустра, 1908. 305 с.

28. Брюсов В. Зарубежная поэзия в переводах В.Я. Брюсова. М.: Радуга, 1994. 894 с.

29. Маринина Ю.А. Мотив встречи в стихотворениях В.Я. Брюсова: влияние Ш. Бодлера и оригинальность трактовки // Традиции в русской литературе. Международный сборник научных трудов. Нижний Новгород, 2014. С. 132–136.

30. Громова А.Г. Брюсов В.Я. // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1962. С. 754–758.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх