Евдокимова Л. В. Лестница стилей: высокое и низкое во французской поэзии позднего Средневековья. – М.: ИМЛИ РАН, 2018. – 335 c.

 
Код статьиS241377150005537-3-1
DOI10.31857/S241377150005537-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Евдокимова Л. В. Лестница стилей: высокое и низкое во французской поэзии позднего Средневековья. – М.: ИМЛИ РАН, 2018. –
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: ,
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 78 Номер 3
Страницы72-74
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено24.06.2019
Дата публикации24.06.2019
Кол-во символов11013
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Выход в свет книги Л.В. Евдокимовой “Лестница стилей: высокое и низкое во французской поэзии позднего Средневековьяˮ1 – безусловно, Событие для филологического и гуманитарного сообщества, особенно – для медиевистов, однако, оно вполне ожидаемо и, можно сказать, закономерно. Монография написана в русле исследований средневековой словесности, начатых учёным более десяти лет назад. Как всегда скрупулёзная и фундированная работа предвосхищается отдельными статьями Л.В. Евдокимовой о проблемах стиля в Средневековье. Автор также учитывает опыт, в частности, тех материалов, которые были представлены на международном Коллоквиуме “Стили в литературе на латинском и народном языках: XII – начало XIV векаˮ в 2008 г. 2 1. Евдокимова Л.В. “Лестница стилей: высокое и низкое во французской поэзии позднего Средневековьяˮ. М., ИМЛИ РАН, 2018.

2. Материалы Коллоквиума, инициатором проведения которого была Л.В. Евдокимова, опубликованы в специальном (седьмом) номере журнала Кентавр за 2010 г, а также в переработанном виде в книге: “Стили в литературах средневековой Европыˮ, М., Изд-во ПСТГУ, 2016. Впрочем, о проблемах стиля говорится и в монографии Л.В. Евдокимовой “От смысла к форме. Перевод во Франции XIV века: опыт типологииˮ. М., ИМЛИ РАН, 2011.
2 Термин “стильˮ, вынесенный в заглавие монографии, полемичен. Это связано с несколькими факторами, на которые указывает и Л.В. Евдокимова. Он полисемантичен – как сейчас, так и в эпоху Средневековья и Ренессанса, причём нередко его толкования у различных авторов могут доходить до полностью противоположных. Кроме того, понятие стиль становится отрефлексированной литературной категорией именно в Новое время, претерпевая при этом кардинальные изменения, обусловленные глобальными мировоззренческими переменами. Истоки этого процесса в позднесредневековой Франции и составляют главный предмет новой работы Л.В. Евдокимовой.
3 Еще одной, гносеологической по сути, проблемой, связанной с трудно сопоставимыми по объему и содержанию единицами теоретико-поэтического инструментария разных эпох, становится выбор адекватного подхода к изучению стиля, точнее – стилей в XIV–XV вв. Полемизируя со многими оппонентами в отношение того, какое содержание следует вкладывать в термин “стильˮ для Средневековья (Э.Ауэрбахом, П. Зюмтором, Д. Пуарьоном, Э Дуде и др.), Л.В. Евдокимова предлагает свою, во многих отношениях оригинальную концепцию, позволяющую скорректировать и уточнить многие компоненты термина.
4 Для того, чтобы наиболее адекватно представить стилистическую палитру в теоретических высказываниях и поэтической практике в позднесредневековой Франции, автор выбирает безусловно наиболее представительные фигуры. Их четыре: Гийом де Машо и Эсташ Дешан в XIV столетии, Жорж Шатлен и Жан Молине в XV-м. Правда, первым двум уделено гораздо меньше места, нежели великим риторикам. Подобная диспропорция, возможно, оправдана двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что Шатлен и Молине до сих пор были представлены в отечественном научном обиходе в меньшей степени, чем Машо и Дешан, что, естественно вызывает желание познакомить с ними читателя более подробно. Во-вторых, тем, что у Шатлена и Молине теоретические воззрения оказываются более разнообразными и новаторскими, чем у поэтов предшествующего столетия.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1062

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх