СООБЩЕСТВО, ЗАГОВОР И ДАР В РОМАНЕ Г. ДЖЕЙМСА “ПОСЛЫ”

 
Код статьиS241377150004958-6-1
DOI10.31857/S241377150004958-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой литературы А.М. Горького РАН, Россия, Москва
Адрес: Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская 25а
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 78 Номер 2
Страницы51-59
Аннотация

Настоящая статья предлагает перечитать известный роман Генри Джеймса “Послы” (1903) в контексте таких категорий современной интеллектуальной мысли, как сообщество и дар. Сам Джеймс серьезно интересовался тайными обществами и конспиратологическими теориями; результатом этого интереса стал его роман о подпольной революционной организации “Княгиня Казамассима” (1885). “Кругом иностранных конспираторов” Герберт Уэллс назвал однажды литературный круг, в который входил Джеймс (Джеймс, Крейн, Конрад, Ф.М. Форд). Изображенное в “Послах” сообщество парижских экспатриантов, подобно литературному кругу Джеймса и в отличие от подпольной организации в “Княгине Казамассиме”, представляет собой скорее случайную и необязывающую общность, чем монолитную группу. Перечитывая роман сквозь призму известной работы Жан-Люка Нанси “Неработающее сообщество”, мы полагаем, что для Джеймса важным конституирующим фактором сообщества оказывается сознание скоротечности жизни и собственной смертности. Наиболее остро это ощущение выражает главный герой Луи Ламбер Стрезер – “посол”, который предает возложенную на него миссию и примыкает к тем, кто этой миссии негласно противостоит – “заговорщикам”. Отношения между заговорщиками строятся на основе дарения в противоположность контракту, который царит в Вулете, штат Массачусетс, где прежде жил и работал Стрезер и куда он в конце концов возвращается; у заговорщиков стихийно возникает свой, особый язык полунамеков и недомолвок, двусмысленность и недосказанность которого откладывает неизбежный и подобный смерти финал. Мы приходим к выводу о том, что языковые эксперименты Джеймса в его поздний период, как и характерные для поздней прозы техники отсрочки, затягивания развязки можно рассматривать, в свою очередь, как попытку создания чаемого им читательского сообщества – круга заговорщиков, а не свиты поклонников и адептов.   

Ключевые слова Генри Джеймс, “Послы”, сообщество, конспирация, язык, дар, смерть, меланхолия, Нанси, чтение, аффект.
Получено27.05.2019
Дата публикации28.05.2019
Кол-во символов32166
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 929

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх