Поэтика метаморфоз и “наслаивания” в рассказе Н. С. Лескова “Маленькая ошибка”: к проблеме “метод классического писателя”

 
Код статьиS160578800029102-8-1
DOI10.31857/S160578800029102-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 82 Номер 6
Страницы23-27
Аннотация

В опоре на исследование С.С. Аверинцева “Поэтика ранневизантийской литературы&8j1;, на понимание ученым феномена “поэтика&8j1; выявлена специфика образа в рассказе Н.С. Лескова “Маленькая ошибка&8j1;. Поэтика метаморфоз (Овидий), иконная поэтика “послойной живописи&8j1; способствуют воплощению формотворческих интенций писателя XIX века в создании такого образа, который синтезирует “баснословные&8j1; (бытовые) и “бытописательные&8j1; (бытийные), словесные и пластически-изобразительные, восходящие к языческой и христианской культурам особенности, побуждая читателя к активному толкованию и пониманию противоречий изображения. В статье продолжается изучение поэтики Н.С. Лескова с учетом эстетических оснований его творчества: принципа намеренного архаизирования и модернизации; примата мастерства, укорененного в традиции; “двоящегося образа&8j1;; пограничной формы. Телеологические цели анализа заключаются в стремлении приблизиться к пониманию метода самого “непонятого&8j1; русского классического писателя.

Ключевые словапоэтика русской литературы XIX века, Н.С. Лесков, образ, метаморфозы, “послойное письмоˮ, метод классического писателя
Получено22.01.2024
Дата публикации29.01.2024
Кол-во символов12960
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 67

Оценка читателей: голосов 0

1. Лесков Н.С. Маленькая ошибка // Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 7. С. 253. В дальнейшем цитирую по данному изданию с указанием тома и страницы в тексте статьи.

2. Яковлева А. Техника иконы // История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М.: АРТ-БМБ, 2002. С. 31. Цитируется по переизданию: Тверь: ИП Верхов С.И., 2014.

3. Успенский Л.А. Смысл и язык икон // Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, 2012. С. 49.

4. Ошеров С. Лирика и эпос Овидия // Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метамарфозы. Скорбные элегии. М.: Художественная литература, 1983. С. 15–16.

5. Беньямин В. Рассказчик // Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 383–418.

6. Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII в. // Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII в. История открытия и исследования. СПб.: Библиополис, 2008. С. 19–164.

7. Успенский Л.А. Смысл и язык икон // Лосский В.Н., Успенский Л.А. Указ. соч. С. 64.

8. Мотеюнайте И.В. О тайне юродства: между чудом и суеверием (“Маленькая ошибкаˮ Н.С. Лескова) // Все секреты мира: тайны в литературе и искусстве. Сб. статей. СПб., Тверь: Изд. Марины Батасовой, 2017. С. 53–61.

9. Кучерская М. Лесков. Прозёванный гений. М.: Молодая гвардия, 2021. С. 253–254.

10. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: CODA, 1997. С. 152, 255.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх